14.07.2021 - МосПравда (Оригинал материала)
Не нужно быть продвинутым экспертом, чтобы спрогнозировать рост цен на потребительские товары к нынешней осени. Трансляторы новостей «сарафанного радио», как индикаторы гласа народа, в этом уверены на сто процентов. Также, как и крупные игроки рынка. От чего отталкивается подорожание? Рассмотрим на примере алюминиевой банки.
Неожиданным эффектом пандемии стал рост спроса у россиян на напитки в алюминиевых банках. Индустрия оказалась к этому не готова, и производители столкнулись с дефицитом тары, в которой выпускается треть всего пива в России. О нехватке алюминиевых банок заявили в прошлом году два крупных производителя пива в России, а также несколько источников в компаниях – производителях безалкогольных напитков.
Дефицит алюминиевой тары фиксирует AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.), говорит представитель компании в России Ораз Дурдыев. Алюминиевой тары не хватает не только в России, но и на большинстве рынков по всему миру, отмечает директор по корпоративным отношениям российского офиса Heineken Алексей Воробьев. Проблемы с алюминиевой тарой на рынке подтверждает и представитель сети «Лента».
«Поставщики оказались не готовы к такому эффекту пандемии», – отмечает Дурдыев.
Стоимость алюминиевой и стеклянной тары сопоставима: алюминиевая банка объемом 0,45 л стоит производителям напитков около 8 – 10 рублей, а стеклянная бутылка объемом 0,5 л – около 6 – 8 рублей, но при этом затраты на логистику при использовании стеклянной тары выше из-за того, что она больше весит. Поэтому банка выгодна поставщикам продукции. И продажи напитков в такой таре в прошлом году росли. За год, с апреля 2020 по март 2021 года, они выросли на 13,6%. Для сравнения: продажи напитков в пластиковых бутылках выросли за это же время на 7,3%, а в стеклянных бутылках упали на 9,3%.
Как реагирует на такие изменения рынок? В 2019 году алюминиевая банка как вид упаковки обошла стекло и вышла на второе место по частоте использования в пивной отрасли. Локдаун и ограничение зарубежного туризма способствовали повышению спроса на напитки, а с ним и на алюминиевую баночную упаковку, говорит представитель Алюминиевой ассоциации.
В организации указывают, что покупатели выбирают напитки в алюминиевой банке не только из-за ее удобства, но и потому, что это экологичная упаковка, которая перерабатывается на 100%.
Но нас, потребителей, интересует конечный результат – вырастет ли цена на баночную продукцию к осени 2021 года?
Отметим, что среди цветных металлов по мировому производству лидирует алюминий. А во всей металлургической отрасли он уступает только выплавке стали. Данный металл применяют в авиационной, автомобильной и электротехнической промышленностях. Его используют и во многих других отраслях, в том числе в пищевой и химической. Причем Россия по производству алюминия находится на втором месте в мире.
«Глядя на рынок в 2021 году, инвесторы должны следить за несколькими ключевыми катализаторами, одним из которых, конечно же, являются волновые эффекты глобальной пандемии, Несмотря на то, что все большая доступность вакцин открывает путь к ведению дел в обычном режиме, все еще существует призрак дополнительных волн вирусных вспышек в ближайшие несколько месяцев», – считает эксперт Wood Mackenzie.
Цены на алюминий выросли на 20% за 2020 год, прибавив еще 11% в первом квартале этого года. В мае цены на металл на Лондонской сырьевой бирже достигли максимумов за 10 лет — $2500 за тонну на фоне ослабления доллара, сокращения запасов и перебоев в поставках в Китае – крупнейшем потребителе и производителе алюминия (эта страна – мировой лидер по выплавке алюминия). И тем не менее ковидная ситуация спровоцировала, как мы уже говорили, изменения на рынке металла: нехватка его начала ощущаться уже в прошлом году. Спрос явно определял предложение, и, соответственно, цены поползли вверх. Чем грозит дефицит?
Из-за нехватки алюминиевой упаковки, утверждают эксперты, есть риск того, что производители пива не смогут удовлетворить спрос и цены на продукцию вырастут. Прогноз того, как долго производители смогут сдерживать цены в условиях дефицита, по его словам, давать преждевременно. Рост стоимости упаковки влияет на себестоимость производства и на конечную стоимость продукции для потребителей, и «бесконечно сдерживать цены не удастся», отмечает эксперт Дмитрий Дурдыев.
Из-за дефицита алюминиевых банок многие игроки рынка безалкогольных напитков могут недопоставить напитки в банке в самый разгар летнего сезона и понести значительные убытки. Хотя дефицит алюминиевой тары и наблюдается, у нее есть «альтернативные источники» поставки, «в том числе в сотрудничестве с партнерами и другими странами», что обеспечит непрерывность бизнес-процесса. Самым популярным типом упаковки у безалкогольных напитков, по данным NielsenIQ, остается пластиковая бутылка, занимающая 82,6% продаж в категории. В алюминиевых банках продается около 9,8% безалкогольных напитков.
В Алюминиевой ассоциации ожидают, что в ближайшее время ситуация выправится и спрос и предложение на алюминиевую банку достигнут баланса. Однако для алюминия актуальна совершенно другая картина – скачкообразное падение в течение последних нескольких лет с достижением минимума в конце лета прошлого года и такой же скачкообразный рост, который наблюдается и сейчас. Металл продолжает дорожать, а вместе с ним растет и стоимость выпускаемой из него продукции. Но, как известно, ничто не вечно, и даже такие тенденции чреваты саморегуляцией рынка в сторону понижения цен, о которой сегодня говорят все эксперты, прогнозируя неминуемый откат уже в ближайшей перспективе.
К примеру, аналитик Промсвязьбанка Евгений Рябушкин уверен, что цены на металл если и продолжат свой рост, то только в ближайшие несколько месяцев, после чего будет наблюдаться их уверенное снижение. Приводит независимый эксперт и цифры, считая, что откат составит не менее 20%, будучи обусловленным естественным «охлаждением» экономической активности в КНР, сулящим возвращение к показателям докризисных времен.
Цены к концу года все-таки смягчатся, причем естественным путем. В то же время эксперты не исключают, что данный прогноз окажется ошибочным, как уже было в недавнее время, когда на рынке металлов так и не произошло ожидаемого отката.
Все это наводит на мысли о том, что даже успешно переживший коронакризис Китай со своим стремительным экономическим ростом не сможет удерживать высокие цены на металл в долгосрочной перспективе – изменение текущей тенденции является неизбежным, причем уже в этом году. Так что «сарафанное радио» как всегда оказалось право.
Нина ДОНСКИХ.