В ФОКУСЕ
На пороге юбилея
Созданная 11 декабря 2015 года при поддержке Минпромторга России, Алюминиевая Ассоциация сегодня объединяет 150 предприятий-переработчиков алюминия. Главная задача Ассоциации заключается в содействии глубокой переработке алюминия внутри страны, развитию новых мощностей, разработке стандартов и нормативов, созданию новых компетенций и продуктов.

Алюминий как индикатор

В соответствии с Планом мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Р Ф Денисом Мантуровым, Ассоциация последовательно развивает применение алюминия как высокотехнологичного и энергоэффективного материала с уникальными потребительскими свойствами в различных секторах промышленности.
Рост потребления алюминия на душу населения — индикатор развития в стране высокотехнологичных отраслей. На момент создания Ассоциации внутреннее потребление на душу населения в России составляло 3,5 кг, что значительно уступало ведущим экономикам мира. Благодаря совершенствованию нормативной базы, выводу на рынок новой продукции (в строительстве, автопроме, транспортной инфраструктуре и благоустройстве общественных пространств, энергетике, упаковке и др.), разработке новых сплавов и прорывных технологий сегодня этот показатель уже превышает 10 кг на душу населения.
11 декабря 2015 года учреждено Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия (Алюминиевая Ассоциация)
Вклад алюминиевой отрасли в ВВП страны составляет 1,5% и включает продукцию предприятий всех переделов. Алюминий особенно востребован в строительстве — на отрасль приходится 240 тыс. тонн алюминия или 26% внутреннего потребления. Росту потребления способствовало активное взаимодействие всех участников рынка, а также развитие собственной научной и производственной базы отечественных предприятий и полноценное импортозамещение широкой номенклатуры продукции.
интересный факт
1,5%
составляет вклад алюминиевой
отрасли в ВВП России

Стандарты инноваций

Благодаря последовательной реализации перспективной программы стандартизации алюминиевой промышленности сегодня в стандартах и сводах правил не осталось каких бы то ни было ограничений для применения алюминия в строительстве. Под эгидой Минстроя России эксперты алюминиевой отрасли активно участвуют в разработке нормативно-технической базы для модульного строительства. На основе отечественных алюминиевых решений и технологий в России создаются яркие и уникальные проекты, неизменно становящиеся визитными карточками городов. Дворец гимнастики Ирины Винер, сценический купол парка «Зарядье», ледовый дворец «СКА-АРЕНА», светопрозраяная кровля Политехнического музея в Москве и купол над зданием Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, «Веер Молл» в Екатеринбурге и др. Алюминиевая продукция широко применяется при реставрации зданий, в масштабных проектах реновации жилого фонда, социальных объектов (больниц, школ и др.), а также при строительстве коммерческих объектов.

Энергия металла без границ

Снятие ограничений для применения современных алюминиевых сплавов в энергетике позволило в 2024 году увеличить долю потребления в данном сегменте до 16%. Этому также способствовал вывод на рынок новой продукции, например, термостойких неизолированных проводов с применением алюминиево-циркониевых сплавов — их производство полностью освоили отечественные предприятия.
интересный факт
49%
застройщиков применяют алюминиевые провода из сплавов 8ххх серии для строительства современных жилых домов
Кабельно-проводниковая продукция из инновационных сплавов 8ххх серии пользуется спросом в строительстве — свыше 25 млн квадратных метров жилья проектируется с применением кабелей из 8ххх сплавов. Сейчас 49% застройщиков используют инновационные кабели. Среди ведущих потребителей компании «Самолет» (23%) и ПИК (19%).
Расширяется и география применения алюминия ключевыми застройщиками — в этом году новые проекты впервые реализуются на юге страны. Драйвером развития потребления в энергетической отрасли станут три ключевых составляющих: импортозамещение, технологии и эффективная экономика. Продолжаются НИОКР с целью расширения применения алюминия в кабельной продукции — для использования в электродуговой сварке и нефтепогружных кабелях.
Важнейшие инфраструктурные проекты (БАМ, Транссиб, ВСМ), развитие электротранспорта и инфраструктуры к нему, реновация действующей электросетевой инфраструктуры — здесь не обойтись без современных решений на основе алюминия. Так, согласно прогнозу ПАО «Россети» рост в энергетике к 2030 году в России может составить 2,1%, что станет результатом развития объединенной энергосистемы и строительства более 118 тыс. км линий электропередач.
Кабельно-проводниковая продукция из алюминиевых сплавов сегодня доступна как для рынка B2B, так и для B2C, в том числе в популярных строительных магазинах

Контрафакт не пройдет

С самого основания Алюминиевая Ассоциация ведет целенаправленную борьбу с контрафактом в области упаковки и товаров народного потребления, автопрома и энергетики. Эта работа в тесном сотрудничестве с ФОИВами и отраслевыми объединениями позволила отечественным компаниям увеличить на рынке долю присутствия качественной, безопасной продукции, а также повысить доверие к продукции, сделанной в России. Так, предпринятое в 2022 году исследование Алюминиевой Ассоциации и Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ) для выявления контрафакта в потребительской фольге показало, что ежегодно покупатели недополучают более 25 тыс. км или 180 тонн фольги на сумму более 138 млн рублей. О результатах исследования были проинформированы торговые организации, потребители и органы власти.
интересный факт
25
тыс. км
выявленный Алюминиевой Ассоциацией контрафакт потребительской фольги
Борьбу с недобросовестными лабораториями Алюминиевая Ассоциация ведет совместно с Росаккредитацией. В рамках Общественного совета при ведомстве была создана рабочая группа по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере алюминиевой продукции. К участию в работе были приглашены все аккредитованные лица, представители органов по сертификации и испытательных лабораторий, отраслевые эксперты, производители и продавцы колесной продукции для транспортных средств.

Миллиарды в банке

Одним из главных потребителей алюминия является упаковочная отрасль — на ее долю приходится 25% от общего потребления металла в стране. Экологические свойства алюминия, высокий уровень переработки и удобство транспортировки сделали алюминиевую тару приоритетным выбором для покупателей. В 2023 году в ЕАЭС было произведено 10,4 млрд алюминиевых банок — к 2026 году этот показатель увеличится на 3,1 млрд.
интересный факт
3
млрд
банок в год будет производить новый завод «Арнест Упаковочные Решения» в Ульяновской области
Это станет возможным благодаря развитию мощностей компаний-участников Алюминиевой Ассоциации. В 2024 году в Ульяновской области компания «Арнест Упаковочные Решения» открыла новый завод по производству упаковки мощностью 1,5 млрд банок. Компания планирует запустить третью линию по производству банки на новом заводе в Ульяновске до конца 2025 года, а также четвертую при условии сохранения спроса на алюминиевую банку — в 2026 году. Ожидаемая производительность всех линий может составить 3 млрд банок в год, а общий объем инвестиций в завод превысит 20 млрд рублей. По итогам 2023 года общий объем выпуска алюминиевой банки составлял около 10 млрд в год при полной загрузке производственных мощностей. В планах компании открытие завода в Узбекистане производственной мощностью в 1,5 млрд штук алюминиевых банок ежегодно.

От мостов до мостокомплектов

Взаимодействие с научно-исследовательскими институтами, профильными сообществами, органами власти и предприятиями позволяет Алюминиевой Ассоциации реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Среди них – пешеходные и автодорожные мосты из алюминиевых сплавов.
В России до 2017 года существовал лишь один такой переход – в Санкт-Петербурге. Множество исследований и испытаний, плотная работа с проектными институтами, научными организациями позволили представить рынку уникальную продукцию, направленную на экономию бюджетов регионов, увеличение жизненного цикла инфраструктуры, повышение ее качества и безопасности. Востребованность продукции подтверждает количество регионов, успешно эксплуатирующих мосты из алюминиевых сплавов. Сегодня пешеходные переходы разных типов (вантовые, через железнодорожные пути, со смотровыми площадками) присутствуют в Нижегородской, Самарской, Рязанской, Тульской областях, Красноярском крае, Москве и др.
Построенный в конце 2023 года в Нижегородской области автодорожный мост с конструкцией из алюминиевых сплавов стал первым такого рода сооружением не только в России, но и в Восточной Европе. В разработке технологий алюминиевого мостостроения участвовали ведущие научные центры России, включая Институт легких материалов и сплавов (ИЛМиТ), Московский Государственный Строительный Университет (МГСУ), Центр научных исследований искусственных сооружений «Мосты» ЦАДИ. Научно-техническое сопровождение по объекту на стадии проектирования оказывал АО ЦНИИТС, разработчиком специальных технических условий для проектирования выступил ООО МИП «НИЦ МИС». Опыт реализации пилотного проекта в Нижегородской области ляжет в основу для утверждения Минстроем России Изменения № 1 СП 443.1 325 800.2019 в части автодорожных мостов.
В 2024 году Минстрой России выдал первое техническое свидетельство на мостокомплект — типовое решение пешеходного перехода из алюминиевых сплавов. Проект уже вошел в топ-1000 проектов «Сильные идеи для нового времени» по направлению «Пространство для жизни». Получение технического свидетельства подтверждает соответствие выпускаемой продукции требованиям технических регламентов и позволяет запустить продукцию в серийное производство.
Одним из преимуществ конструкций из алюминиевых сплавов являются низкие затраты при эксплуатации сооружения госзаказчиком. Они не требуют регулярного восстановления антикоррозийного покрытия и специального ухода. Кроме того, конструкции полностью изготавливаются на заводе и легко доставляются к месту строительства. Монтаж алюминиевых конструкций на объекте происходит всего за два часа с минимальными неудобствами для пешеходов, пассажиров и владельцев транспорта, а также с привлечением минимального числа специалистов.
интересный факт
400
км/ч
конструкционная скорость электропоезда «Белый кречет», разрабатываемого для использования на маршрутах ВСМ
интересный факт
140
млн
поездок составляет ежегодный потенциал отрасли туризма России до 2030 годановых линий метро построено в Москве с 2011 года

Модуль развития

Развитие инфраструктуры регионов и внутреннего туризма в стране возможно с локализацией технологий быстровозводимого модульного строительства. Сегодня при помощи отечественных быстровозводимых решений можно в сжатые сроки за 2-4 недели создавать полноценные туристические комплексы или коттеджные поселки со всей необходимой инфраструктурой (медицинские пункты, рестораны, тренажерные залы и др.). Успешно эксплуатируются быстровозводимые решения и в авиации – для хранения и ремонта самолетов, строительства аэропортов и терминалов.
Большим преимуществом модульных технологий перед капитальным строительством является возможность изготовления конструкций на предприятии и доставки их на стройплощадку в полной заводской готовности «под ключ» – остается только смонтировать оборудование. Благодаря отработанной годами схеме доставки модули-заготовки транспортируются практически в любую точку мира в удобных для логистики морских контейнерах. Кроме того, в силу конструктивных особенностей модульных сооружений им не требуются фундамент и специальное разрешение – беспрепятственно размещать здания можно даже на землях лесных фондов.

Алюминий встал на рельсы

При непосредственном участии Ассоциации и входящих в нее компаний последовательно происходит алюминизация железнодорожного подвижного состава. Из алюминия строятся высокоскоростные пассажирские поезда, «Ласточки» и «Сапсаны», хопперы-минераловозы и танк-контейнеры.
В 2017 году был получен первый в России сертификат на алюминиевый вагон-хоппер модели 19-1244, а в начале 2022 года начались испытания хоппера нового поколения модели 19-1299 – от предшественника он отличается улучшенными техническими характеристиками и созданным в ИЛМиТ сплавом 1581, из которого он изготовлен. Грузоподъемность хоппера-минераловоза новой модели на 3-8 тонн выше, чем у стальных аналогов. Благодаря этому экономия на перевозку одной тонны груза в сравнении со стальными вагонами в среднем составляет до 10%.
интересный факт
40
лет
срок эксплуатации алюминиевых вагонов-хопперов (в среднем на 6 лет дольше аналогов из стали)
интересный факт
на
28%
выросло производство грузовых магистральных ширококолейных вагонов в 2023 году
Отечественные предприятия освоили такие передовые технологии, как лазерная сварка и сварка трением с перемешиванием, сокращающие число подготовительных операций и обеспечивающих высокую скорость соединения элементов конструкции вагонов. Разработанные российским экспертным сообществом технологии постройки подвижного состава из алюминия в 2022 году были закреплены в ГОСТ Р 59849-2021.
Сочетание высоких прочностных характеристик алюминия с малым весом и отличной свариваемостью – достоинство практически уникальное. Применительно к проектированию железнодорожного подвижного состава это означает возможность снижения веса тары (собственно кузова) по отношению к полезной нагрузке. Например, пассажирский вагон из алюминия в среднем на треть легче аналогичного по габаритам стального. Это означает не только возможность перевозки большего количества пассажиров без ущерба для безопасности, но и меньший прогиб и износ рельсов, снижение энергопотребления, что ведет к сокращению эксплуатационных расходов.
Показателем технологической зрелости стал и недавно разработанный в ИЛМиТ алюминий-кремний-магниевый сплав 1343, являющийся улучшенным аналогом широко используемого в мире сплава 6005. По сравнению с ним усталостная долговечность сплава 1343 выше на 12-15%, а прочность – на 5%, что особенно важно в корпусах скоростных и высокоскоростных железнодорожных составов.
Таким образом, алюминиевая отрасль обладает компетенциями и производственными возможностями для создания компонентов, необходимых при реализации проекта Высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ).
В целом, как отмечают отраслевые эксперты, алюминий является приоритетным материалом для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно.

Металл на водных маршрутах

Продолжая тему алюминизации транспорта, стоит упомянуть координационную работу Алюминиевой Ассоциации, благодаря которой в Нижнем Новгороде возрождено серийное производство быстроходных речных и морских пассажирских лайнеров на подводных крыльях – «Валдай» и «Метеор». Корпуса этих судов полностью изготовлены из алюминия. Также при содействии Ассоциации в Нижнем Новгороде были разработаны, а в Иркутске построены первые в стране пассажирские катамараны на подводных крыльях проекта HSC150B. В 2024 году начались ходовые испытания головных судов проекта «Сарма» и «Селенга», построенных с применением сварных крупногабаритных облегченных панелей (СКО-панели) и нового разработанного в ИЛМиТ сплава 1581.
Чрезвычайно популярны алюминиевые сплавы в маломерном судостроении. В Ростове-на-Дону из классического сплава 5083 строят 4,7-метровые лодки для рыбаков, охотников и туристов, а также прогулочные катамараны. При поддержке Алюминиевой Ассоциации в маломерное судостроение активно внедряется и уже упомянутый сплав 1581. Также при участии Ассоциации на отечественной научно-производственной площадке создан подвесной лодочный мотор, в основе которого алюминиевые детали.

Потенциал роста

В последние несколько лет объемы переработки металла выросли на 60% – с 700 тыс. тонн до 1,15 млн тонн. По оценкам экспертов, потенциал алюминиевой отрасли в ближайшие годы – не менее 2 млн тонн производства и переработки алюминия.
Дополнительным драйвером развития отрасли станет появление особых экономических зон в Красноярском крае и Республике Хакасия. Технологические долины, расположенные в непосредственной близости к алюминиевым заводам и предприятиям-переработчикам, позволят обеспечить регионы дополнительными новыми рабочими местами, увеличить вклад местной промышленности в экономику страны.
«Алюминиевая Ассоциация – молодая отраслевая организация, но с богатой историей достижений. За девять лет нам удалось полностью консолидировать отрасль, выстроить успешные отношения с партнерами и органами власти, что способствует развитию промышленности, укреплению сотрудничества между участниками рынка и продвижению алюминия как современного, экологичного и многофункционального материала. За девять лет своего существования Ассоциация добилась значительных успехов, которые позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и ожидать дальнейшего развития алюминиевой промышленности в России», – отмечает Ирина Казовская.
На новой тысячной купюре ЦБ РФ будет изображено современное судно на подводных крыльях — «Метеор». Выполненное из алюминиевых сплавов, оно уже встречается на водных акваториях России и запоминается своим ярким, уникальным дизайном
Читать выпуск далее

Другие статьи
рубрики

13-й элемент победы
Алюминий банкует в упаковке

Подпишись
на Вестник

«Алюминиевый Вестник» — ежемесячное онлайн-издание о ключевых событиях в отрасли

Архив выпусков

2025
№ 02 (89) 2025 № 01 (88) 2025
№ 02 (89) 2025
мая. 2025

13-й элемент победы

Алюминиевая отрасль внесла важный вклад в нашу общую Победу в Великой Отечественной войне. Самоотверженность и мужество металлургов позволили не только защитить Родину, но и подарили всем нам главное — право на жизнь
13-й элемент победы 13-й элемент победы
№ 01 (88) 2025
янв. 2025
Алюминий банкует в упаковке
Упаковка стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и алюминию отведено особенное место — о тенденциях в упаковочной сферы в новом номере Алюминиевого Вестника
Алюминий банкует в упаковке Алюминий банкует в упаковке
Этот сайт использует файлы cookie
Подробнее
0%