Алюминий банкует в упаковке

№ 01 (88) 2025 от янв. 2025

В ФОКУСЕ
Алюминий банкует в упаковке
Благодаря свойствам алюминия — прочности, экологичности и возможности защиты продуктов от внешних воздействий, упаковка и тара из легкого металла стали незаменимыми не только на домашней кухне, но и среди производителей пищевых продуктов и напитков. С развитием технологий и новых рынков потребления алюминиевой упаковки она может уверенно закрепить лидерство в данном сегменте.

Банко-мат для упаковки

Когда речь идет об алюминиевой таре, то первой ассоциацией становится банка. Сегодня она используется для закупоривания безалкогольных напитков, питьевой воды, пива и вина. Популярность тары объясняется эффективной логистикой, повышенной скоростью производства напитков для производителя, а потребители ценят быструю охлаждаемость тары и экологичность упаковки. Повышенные барьерные свойства стали причиной выбора алюминиевой банки для розлива в них, в том числе вина и игристого.
интересный факт
11,6
млрд шт.
составило производство алюминиевых банок в ЕАЭС в 2024 году
Так, только на долю ЕАЭС в 2024 году пришлось около 11,6 млрд шт. произведенных банок, что выше показателя 2023 года, когда было выпущено порядка 10,4 млрд шт. Рост производства алюминиевых банок в РФ стал возможен благодаря запуску завода «Арнест Упаковочные Решения» в Ульяновске весной 2024 года. Дальше — больше, участник Алюминиевой Ассоциации объявил о дальнейших планах по расширению: запуске новой линии в 2025 г., а при сохранении спроса — еще одной в 2026 г., что потенциально может дать рынку дополнительно 1,5 млрд банок ежегодно.
Стоит отметить, что производство алюминиевой банки для России достаточно новое направление — первые промышленные партии в нашей стране были произведены только в 1998 году. Несмотря на это, отрасль развивается стремительными темпами и по подсчетам руководителя сектора «Товары народного потребления» Алюминиевой Ассоциации Натальи Куденковой, к 2028 году производственные мощности по выпуску алюминиевой тары в других странах-участницах ЕАЭС помимо России могут удвоиться. Произойдет это, в том числе, за счет развития проектов отечественных предприятий за рубежом.
интересный факт
1,5
млрд
банок ежегодно составляет мощность нового завода в Узбекистане
интересный факт
27
лет
отечественному рынку производства алюминиевой банки
Впрочем, есть перед упаковочной отраслью и ряд серьезных вызовов. Например, увеличение акцизов на пивную продукцию, сахар. Последний, например, способен оказать значительное влияние на развитие категории безалкогольных напитков, в том числе из-за использования заменителей. Ожидается и продолжение трансформации рынка в связи с ростом популярности малых форматов упаковки (менее 0,5 л), усиления локальных игроков и расширенной ответственности производителя (РОП) — переноса ответственности по уплате экологического сбора и утилизации упаковки на производителей упаковки.
Реагируя на запросы рынка в 2024 году в Наро-Фоминске была открыта новая линия по производству алюминиевых крышек для банок. Производственный комплекс в Наро-Фоминске (также входит в «Арнест Упаковочные Решения») — первая и крупнейшая площадка по производству алюминиевой упаковки для напитков в России и странах ЕАЭС. Комплекс объединяет производства алюминиевой банки и крышки (к слову, единственного производства крышки в России). Запуск нового модуля взамен устаревших линий состоялся при поддержке Минпромторга России и ФРП, а общий объем инвестиций составил более 1,4 млрд рублей.
Новая линия позволит заводу обеспечить выпуск более 7 млрд крышек для российского рынка ежегодно, а также увеличить количество рабочих мест до 170 специалистов. При этом, рынку станет доступна алюминиевая крышка нового формата CDL со сплошным ключом, на которую можно наносить цифровую маркировку производителей напитков. Алюминиевые ленты для изготовления крышек поставляет другой участник Алюминиевой Ассоциации — Самарский металлургический завод (СМЗ). «Наша стратегическая цель — удовлетворять растущие потребности российского рынка, и мы готовы инвестировать столько, сколько необходимо для того, чтобы на 100% алюминиевой банки для напитков было написано «Сделано в России», — говорит президент ГК «Арнест» Алексей Сагал.

Стеклу – крышка

Двузначный рост продажи напитков в стеклянной таре стал фактором увеличения использования на рынке укупорочных средств (крышек) из алюминия. Так, в сегментах минеральной воды и прочих безалкогольных напитков рост продаж составил 21% и 12,9% соответственно. Характерным признаком премиальности продукта стали безалкогольные напитки в стеклянной таре с алюминиевым колпаком.
Говоря о маркировке банок нельзя не упомянуть завод «Байкал Аква» в Иркутске, выпускающий питьевую воду и прохладительные напитки под торговой маркой Legend of Baikal. В прошлом году компания наладила выпуск напитков в алюминиевой таре с платинкой — алюминиевой фольгой, позволяющей наносить на нее маркировку продукции и служащей дополнительным инструментом для маркетологов в осуществлении коммуникации с конечным потребителем. Фольга наносится на поверхность банки и позволяет наносить маркировку дата-матрикс прямо на платинку, что позволяет обеспечить чистоту крышки под мембраной и дополнительно защитить продукт для потребителя от внешних воздействий.

Яндекс лавка – в алюминии доставка

Одним из самых перспективных направлений упаковки остается алюминиевая фольга. Объем рынка фольги в 2024 году оценивался в 30 млрд долларов США, однако, согласно экспертным прогнозам, к 2032 году он увеличится почти в 2 раза — до ~52 млрд долларов. Таким образом, среднегодовой темп роста фольги в ближайшие 7 лет составит 6,5%. Разумеется, что такой прогноз эксперты дают не только на бытовые рулоны — алюминиевая фольга активно используется в фармацевтике, автомобилестроении (включая производство электромобилей), а также в сегменте упаковки пищевых продуктов. Отвечая потребностям рынка, компания РУСАЛ объявила об инвестициях в 27 млрд руб. на расширение производства холоднокатаной ленты и фольги в Хакасии (РУСАЛ Саянал-2). Мощности производства составят 46,2 тыс. т в год, а реализация проекта будет проходить на площадке ОЭЗ «Хакасская технологическая долина», создание которой запланировано на 2025 год вблизи Саяногорска.
6,5%
среднегодовой темп роста рынка фольги
Спрос на фольгу приходит из новых сегментов рынка — сервисов доставки. Традиционно алюминиевые контейнеры (касалетки) применялись в самолетах — их удобно транспортировать, защищать пищу от вредных внешних воздействий. Алюминиевая упаковка дольше сохраняет температуру приготовленной еды.
Новым сегментом потребления алюминиевых контейнеров становится стремительно развивающийся рынок доставки. По данным «РБК Исследования рынков», объем рынка доставки готовой еды из ресторанов по итогам 2024 года вырос на 30,3% и достиг 648,7 млрд рублей. При этом уже более 30% клиентов доставки среди опрошенных 18−64 лет пользуются услугой регулярно — раз в неделю и чаще. Растущая конкуренция, борьба за потребителя и увеличение числа заказов значительно повысили требования к транспортировке блюд. Клиенты должны получать еду комфортной температуры и сохранившей форму, что делает алюминиевые контейнеры приоритетным выбором для данного направления. Немаловажным фактором выступает и осознанность потребителя в области переработки отходов — алюминиевые контейнеры на 100% перерабатываемые (достаточно вспомнить, что более 80% всего алюминия, произведенного за всю историю, продолжает использоваться до сих пор).
Другим популярным направлением контейнеров стали паштеты и другие продукты с длительным сроком хранения — например, корма для животных. В контейнерах удобно хранить пищу в замороженном виде, разогревать в духовке или микроволновке, на углях.

СТУДЕНТЫ В ТРЕНДЕ

Осенью этого года состоится юбилейный 30-й Международный студенческий конкурс «Заводной апельсин 2025», организаторами которого являются журнал «Тара и упаковка» и ГК «Дубль В». Целью конкурса является стимулирование студентов к развитию навыков в области оформления упаковки, применения на практике теоретических знаний, содействия предприятиям в поиске новых идей и исполнителей, а также развития новых специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях.
На протяжении двух лет Алюминиевая Ассоциация отмечала лучшие работы из алюминия. В 2025 году алюминиевая упаковка впервые будет выделена в отдельную номинацию — «Экологичный алюминий». В ходе конкурса студентам предложено пофантазировать на тему экологических свойств алюминия и возможности донесения информации о его свойствах через упаковку — ее цвета, формы, изображения и слоганы. Конкурсанты могут разрабатывать графический дизайн для разных видов упаковки и алюминиевой продукции, включая банки для напитков, тубы, сковороды, пищевые контейнеры (касалетки), фольгированную упаковку и др.
Ежегодно участниками конкурса становятся студенты профильных кафедр университетов и колледжей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В состав жюри входят представители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза дизайнеров России, авторитетных брендинговых агентств, ведущих производственных компаний, журналисты профильных изданий. Участники конкурса соревнуются в разработке дизайна экологичной упаковки, упаковки и этикетки для продукции народных художественных промыслов, этикетки или серии этикеток для различных видов продукции, а также в разработке графического дизайна для оформления транспортной тары промышленных предприятий.
«Экологичность алюминия является преимуществом для одновременно и производителей продукции, и потребителей. Участием в конкурсе „Заводной апельсин“ мы преследуем цель знакомства студентов с преимуществами алюминиевой продукции в данном направлении и популяризации его как по-настоящему „зеленого“ металла. Благодарим организаторов конкурса за создание данной номинации и желаем успеха конкурсантам», — сказала председатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская.
Впервые в этом году лучшие работы, победители конкурса «Заводной апельсин-2025» будут представлены в Музее брендов, истории и дизайна упаковки, в туристическом центре подмосковного г. Сергиев Посад. О музее упаковки мы поговорили с его основателем Игорем Смиренным — читайте интервью в разделе «Это интересно».
Читать выпуск далее

Другие статьи
рубрики

На пороге юбилея
13-й элемент победы

Подпишись
на Вестник

«Алюминиевый Вестник» — ежемесячное онлайн-издание о ключевых событиях в отрасли

Архив выпусков

2025
2024
№ 02 (89) 2025
№ 02 (89) 2025
мая. 2025

13-й элемент победы

Алюминиевая отрасль внесла важный вклад в нашу общую Победу в Великой Отечественной войне. Самоотверженность и мужество металлургов позволили не только защитить Родину, но и подарили всем нам главное — право на жизнь
13-й элемент победы 13-й элемент победы
Этот сайт использует файлы cookie
Подробнее
0%