29.11.2024 | Алюминиевая Ассоциация
Создание инновационных сплавов и технологий, развитие компетенций, актуализация нормативной базы, импортозамещение, и взаимодействие профессионального сообщества позволили направлению транспортной инфраструктуры в последние годы совершить существенный прорыв. Об этом было сказано в ходе форума «Алюминиевые мосты: Опыт и практика проектирования, строительства и эксплуатации», состоявшегося в Москве, в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). Участниками мероприятия стали отраслевые эксперты, госзаказчики, инженеры, проектировщики дорожно-транспортной отрасли, а также ведущих научных центров России. Спикерами конференции стали эксперты Алюминиевой Ассоциации, МАДИ, ЗАО «Институт Гипростроймост – Ульяновск», НИЛ ИИМСК МГСУ, ООО «Мостовая инспекция», ООО «РусВэй», ЦНИИСК, ИЛМиТ, СПбПУ, КРАМЗ.
«Лидерство в области создания транспортной инфраструктуры позволяет обеспечить гражданам комфортное и безопасное передвижение с минимальными временными интервалами, отвечающее всем современным принципам мобильности. Для страны это развитие инфраструктуры, экономики регионов, появление новых рабочих мест», — сказал в ходе директор по развитию рынков ОК РУСАЛ Евгений Васильев, модерировавший форум. Он отметил, что мосты из алюминиевых сплавов отвечают всем ключевым требованиям современной экономики. Они прочны, имеют меньший (по сравнению с аналогами) вес, что позволяет применять на объектах строительства краны малой грузоподъемности и задействовать меньшее количество специалистов на монтаже. Неприхотливые в эксплуатации, они не подвержены коррозии, что позволяет экономить бюджет регионов на жизненном цикле объектов.
«Несмотря на то, что в мире алюминиевые мосты широко распространены в разных странах, в России это достаточно молодая технология», – отметила председатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская. – «Алюминиевой Ассоциации за короткие сроки удалось пройти сложный путь, преодолеть барьеры и недоверие к алюминию - как к материалу для мостостроения и доказать его неоспоримые преимущества и реализовать порядка 70 объектов. Сегодня все больше регионов прибегают к строительству пешеходных и быстровозводимых мостов на основе алюминиевых сплавов». Она напомнила, что до инициативы Ассоциации по строительству двух пилотных пешеходных переходов в Нижегородской области в 2017 году, в России существовал лишь один алюминиевый мост – Коломенский, в Санкт-Петербурге (1969 г.). В 2023 году в Нижегородской области был открыт первый в Восточной Европе автодорожный мост из алюминиевых сплавов. Сам факт строительства автодорожного моста из алюминиевых сплавов – результат нескольких лет работы научно-исследовательских институтов, множества исследований и испытаний – на динамику, растяжение, огнестойкость, износостойкость, подбор конструкции покрытия мостового полотна и др.
Одной из проблем, с которыми столкнулась Ассоциация в 2017 году, являлась нехватка кадров, способных работать с современными алюминиевыми сплавами, видами сварки и пониманием всех сильных сторон металла. Фактически, направление создавалось «с нуля» и для последующего развития мостостроения необходимо улучшать доступность новых технологий и материалов для студентов. Создание образовательных программ, направленных на знакомство будущих инженеров и проектировщиков транспортной инфраструктуры с передовыми мировыми технологиями, позволит инженерному сообществу привлечь в отрасль новые кадры, готовые к обеспечению технологического лидерства страны в направлении транспортной инфраструктуры. «Алюминий в мостостроении – бурно развивающееся направление в строительстве искусственных сооружений. В последние годы мы видим появление уникальных объектов и технологии продолжают совершенствоваться. МАДИ является участником проектов по строительству и эксплуатации мостов из алюминиевых сплавов, но считаем, что нужно идти вперед – создавать совместные образовательные программы. Взаимодействие Алюминиевой Ассоциации, МАДИ и других институтов позволят России получить новых талантливых инженеров в одном из самых передовых направлений – алюминиевом мостостроении», – считает ректор МАДИ Артем Ажгиревич.
Развитию транспортной инфраструктуры страны и применении в ней высокотехнологичной отечественной продукции из алюминиевых сплавов может способствовать и поддержка государства, в том числе за счет нацпроектов таких как «Комфортная городская среда» и «Безопасные качественные дороги». В рамках нацпроекта в октябре 2020 года введен в эксплуатацию пешеходный переход из алюминиевых сплавов в Туле, соединивший Тульское суворовское училище и военно-патриотический парк «Патриот – Тула», ставший первым реализованным проектом по инновационной технологии в ЦФО. Спустя 4 года, при участии правительства Тульской области и администрации муниципального образования Узловский район, в регионе появился первый алюминиевый переход через железнодорожные пути – на станции «Узловая-1»). Для России это второй подобный проект после Красноярска где переход из алюминиевых сплавов возведен над путями Транссибирской магистрали. Технологии возведения пролетных строений из алюминиевых сплавов позволили осуществить монтаж моста с минимальными неудобствами для железнодорожного хозяйства и остановок активного железнодорожного сообщения.
В современной России уже более 15 регионов успешно эксплуатируют разные типы мостов из алюминиевых сплавов – пешеходные, автодорожный и быстровозводимые, включая Красноярский край, Самарскую, Тульскую, Рязанскую, Нижегородскую области, Москву и др. Новым словом для решения актуальной для России проблемы наличия аварийных или предаварийных мостов могут стать быстровозводимые мосты – «Мостокомплект №1». В ноябре 2024 года Минстрой России выдал первое техническое свидетельство на мостокомплект, которое подтверждает пригодность новой продукции для применения в строительстве. Проект, разработанный Алюминиевой Ассоциации, позволяет поставлять типовую конструкцию мостокомплекта на объект в уже практически готовом виде, что позволяет осуществлять монтаж с минимальным привлечением специалистов всего за 2 часа. Подобный мостокомплект не требует специального обслуживания, а срок его эксплуатации превышает 70 лет. Даже по завершению использования мостокомплекта конструкции можно переработать, тем самым компенсировав часть первоначально затраченных средств.
В ходе форума «Алюминиевые мосты: Опыт и практика проектирования, строительства и эксплуатации» состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Алюминиевой Ассоциацией и МАДИ о сотрудничестве в области прохождения обучающимися университета программ практической подготовки и стажировок на предприятиях отрасли, проведения совместных профессионально-ориентированных мероприятий, повышения информированности профессионального сообщества об инновационных продуктах и материалах.