29.11.2023
29 ноября отмечается День мостов. В этот день принято поздравлять всех участников строительства пешеходных, вантовых, автодорожных и других видов мостов. Свой вклад в развитие мостостроения вносят архитекторы, проектировщики, инженеры, сварщики, крановщики и представители других профессий.
В последние годы алюминиевая отрасль стала играть активную роль в отрасли строительства мостов – с 2017 года в России построили мосты высоких технологий в Нижегородской, Самарской, Тульской, Рязанской областях, Красноярском крае и Москве. В настоящее время 63 мостовых сооружения находятся в разной степени реализации, включая экспортные проекты пешеходных мостов, которые востребованы за рубежом в силу своих уникальных экологических свойств.
Мосты из алюминиевых сплавов отличаются высокой прочностью - не уступают аналогам из стали, легкостью, коррозионной стойкостью и долгим сроком службы – более 50 лет. А в эксплуатации такие мосты дешевле конкурентов. Благодаря небольшому весу они быстро устанавливаются.
«Важным преимуществом алюминиевых сплавов является экологичность, поскольку конструкции полностью перерабатываются по окончании срока полезного использования. Это также имеет и экономический эффект: после завершения использования конструкций их можно переработать и компенсировать часть первоначальных затрат. Кроме того, на протяжении жизненного цикла изделие не требует особого ухода или покраски», - отмечает Евгений Васильев, заместитель председателя Алюминиевой Ассоциации, руководитель направления транспортной инфраструктуры.
В нашей стране долгое время единственным алюминиевым сооружением такого плана был построенный в 1969 году Коломенский пешеходный мост в Санкт-Петербурге. Только в 2017 году появились новые алюминиевые переходы в Нижнем Новгороде. Сейчас в Москве функционируют три пешеходных моста из алюминия, в Туле и Самаре – по одному, а в Красноярске – сразу семь. Еще одно сооружение из алюминиевых конструкций открыли в этом году в городе Бор Нижегородской области.
Алюминиевое мостостроение в России развивается неуклонно и разнонаправленно. Например, в этом году был введен в эксплуатацию первый в России алюминиевый пешеходный переход над железной дорогой. Мост длиной 151 м установили в Красноярске над Транссибирской магистралью и Семафорной улицей. Этот опыт перенимают и другие регионы: подобные сооружения собираются построить в Тульской области и Новокузнецке. Для железнодорожников главным преимуществом в таких проектах является сохранение бесперебойного графика движения поездов.
Одним из новых направлений использования алюминия является строительство типовых мостов под ключ, так называемый мостокомплект. Разработанные проектной командой Алюминиевой ассоциации типовые решения позволяют существенно сократить сроки реконструкции или строительства новых мостов через небольшие водные препятствия. На объект поступает уже полностью готовая конструкция, для подъема и монтажа которой достаточно одного крана и нескольких рабочих. При этом транспортировку элементов, сборку и установку мостокомплекта можно осуществлять даже в стесненных условиях плотной городской застройки. Это отличное решение для муниципалитетов городов с учетом большого количества мостов, которым требуется реконструкция.