Цветные сны российских портов

25.11.2024 | PortNews

Объем перевалки цветных металлов в морских портах падает в связи с переориентацией на внутренний рынок и из-за сложностей с логистикой. Однако некоторые терминалы, несмотря ни на что, нарастили объемы перевалки в 2024 году.

По данным от нескольких мировых аналитических агентств, мировой рынок цветных металлов по итогам 2023 года оценивался в $1,1–1,4 трлн (в оценках рынка есть разночтения). По данным, представленным в ходе Второго международного форума и выставки «Цветные металлы России и СНГ» управляющим аналитиком «Метисследования» Георгием Гончаровым, по итогам первого полугодия 2024 года мировой рынок в денежном выражении сократился на 1,8%, однако за второй квартал вырос на 12,6%, что позволяет по итогам года ожидать прироста в сравнении с 2023 годом.

Основными экспортерами цветных металлов, помимо России, являются Чили, Нидерланды, Китай, Канада, Австралия, Япония, Индия, Норвегия.

При этом в структуре мирового рынка цветных металлов наибольшую долю (по стоимости) занимают продажи меди (42%), за которой следуют алюминий (34%) и с большим отрывом — никель и цинк (по 8%), свинец и олово (по 4%).

По большинству прогнозов, в перспективе до 2030 года мировой рынок вырастет примерно еще в 1,5 раза за счет развития высокотехнологичных отраслей, а также расширения использования цветных металлов (в первую очередь алюминия) в строительстве.

По мнению, высказанному в ходе конференции «НМЗ-Перезагрузка» в ноябре 2024 года директором ассоциации «НСРО Руслом.ком» Виктором Ковшевным, потребление меди в мире будет расти благодаря развитию новых сегментов промышленности, ориентированных на применение этого металла в оборудовании, таких, например, как производство электромобилей, комплектующих для вычислительных мощностей.

Россия же, как ожидается, в ближайшие пять-шесть лет может стать одним из крупнейших производителей меди в мире за счет освоения новых месторождений.

Справочно
Доля России на мировом рынке оценивается в 4% по предложению и менее чем в 2% по потреблению меди. Совокупное производство меди в мире составляет около 22,6 млн тонн в год. Крупнейшими производителями являются Чили, Перу и Конго.

Если говорить об алюминии, то, по словам председателя Алюминиевой ассоциации Ирины Казовской, выступившей на форуме «Цветные металлы России и СНГ», российская алюминиевая отрасль переориентировалась на внутренний рынок. Так, экспорт алюминиевых продуктов и полуфабрикатов (включая готовые изделия из первичного и вторичного алюминия) по прогнозу на 2024 год по сравнению с 2021 годом снизится в 7 раз. А внутреннее потребление по итогам года, напротив, как ожидается, вырастет по сравнению с 2021 годом на 28%, до почти 1,24 млн тонн. При этом внутри страны алюминий все больше используется, среди прочего, в судостроении и производстве грузовой тары, например рефконтейнеров.

Учитывая, что упомянутые проекты по производству меди пока не запущены, а экспорт алюминиевой продукции снижается из-за роста внутреннего потребления, в целом перевалка цветных металлов через морские порты пока сокращается. Так, по данным за девять месяцев 2024 года, падение перевалки составило 18% год к году, до примерно 2 млн тонн (при этом перегрузка российских цветных металлов через иностранные порты прибалтийских государств практически обнулилась).

Но есть и исключения. Так, в этом году, в отличие от предыдущего, все же отмечен прирост перевалки в порту Дудинка и на терминале «Газпром Транссервис» в порту Темрюк (перегрузка алюминия). В Темрюке при этом наблюдалось одновременное сокращение перевалки цветных металлов через терминал «Новорослесэкспорт», который сосредоточился на работе с контейнерными грузами.

Если говорить о Дудинке, то это — груз «Норникеля», который за предыдущие годы много инвестировал в модернизацию собственной портовой инфраструктуры и флота. В соответствии с заявленными планами компании, объем перевозок продукции к 2028‒2030 годам по Севморпути планируется увеличить почти в два раза — до 3 млн тонн в год. При этом «Норникель» обладает и собственным транспортным флотом ледового класса Arc7, насчитывающим шесть судов. Рост отгрузок «Норникеля» на фоне всеобщего снижения лишний раз подчеркивает важность наличия собственной инфраструктуры по всей цепочке — от производства до отгрузки на морском терминале и дальнейшей транспортировки.

Из перспективных проектов в морских портах можно выделить проект отгрузочного терминала на мысе Наглейнын (порт Певек), через который предполагается отгружать продукцию Баимского горно-обогатительного комбината, ориентированного на производство меди. Мощность терминала рассчитана на 2 млн тонн продукции в год. Основной проблемой при реализации этого проекта, на наш взгляд, станет строительство трех балкеров ледового класса дедвейтом по 38 тонн каждый.

Можно также упомянуть и проект терминала в порту Индига, через который, в числе прочего, предполагается перегружать титан и другие полезные ископаемые с Пижемского месторождения «Руститана». Однако перспективы и сроки реализации этого проекта, которые зависят от строительства соответствующей железнодорожной инфраструктуры, пока достаточно туманны.

Таким образом, до запуска Баимского ГОКа мы вряд ли увидим какой-либо существенный рост отгрузок цветных металлов через морские порты, хотя отдельные точки роста, такие как Дудинка, вполне смогут себя проявить.


Единое наименование
Ассоциации на всех
площадках

Другие публикации СМИ

Этот сайт использует файлы cookie
Подробнее
0%