Отраслевая Алюминиевая ассоциация предложила отказаться от продолжения режима льготной промсборки автомобилей и заставить заводы закупать алюминиевые изделия только в РФ. Лоббисты в данном случае вторгаются в спор Минэкономики и Минпромторга о том, как организовать новые льготы для автопрома. Минэкономики хочет модернизировать существующий режим льгот, Минпромторг настаивает на новом механизме специнвестконтрактов, который, однако, ничего не дает тем, кто уже инвестировал в производство в России.
Алюминиевая ассоциация (АА; объединяет предприятия отрасли) предложила Минэкономики отказаться от продления льготного режима промсборки для иностранных автоконцернов (письмо есть у "Ъ"). Режим льготного ввоза автокомпонентов негативно сказывается на локализации производства и тормозит импортозамещение и развитие автопрома, считает глава ассоциации Валентин Трищенко. АА "разделяет мнение Минпромторга" и считает необходимым для поддержки автопрома применять специнвестконтракты (СПИК) — например, предоставляя приоритет в госзакупках компаниям, подписавшим СПИКи. Для развития экспорта автокомпонентов предложено распространить на производителей субсидии, компенсирующие часть затрат на транспортировку, омологацию за рубежом и подтверждение соответствия продукции. Для увеличения загрузки заводов, изготавливающих компоненты из алюминия (Nemak, "Росалит", Federal Mogul, литейные мощности АвтоВАЗа), ассоциация хочет обеспечить их заказами "нелокализованных автопроизводителей — PSA Peugeot Citroen, Toyota, Hyundai, Kia".
В Минпромторге "Ъ" сообщили, что, по информации ведущих автоконцернов, алюминиевые диски либо уже локализованы для большинства производимых моделей, либо ведутся переговоры для организации поставки на конвейер. Так, например, все модели Ford, выпускаемые в России, комплектуются локальными шинами и дисками (локализация по дискам — 95%). По данным министерства, "ПСМА Рус" планирует полностью перейти на локальные закупки дисков и шин, "Фольксваген Груп Рус" ведет переговоры с ЛМЗ СКАД по установке дисков на модели Polo и Tiguan. Но в Минэкономики "Ъ" заявили: обязательства по использованию российского сырья и материалов будут нарушать нормы ВТО.
Сроки действия соглашений по промсборке истекают в 2018-2019 годах, сейчас по поручению правительства свои версии "третьей промсборки" разрабатывают и Минэкономики, и Минпромторг. В Минэкономики говорят, что СПИК не может стать "преемником" промсборки, его преференции индивидуальны для каждой компании и могут повлечь нарушение конкуренции. СПИК требует новых инвестиций от 750 млн руб., но компании по промсборке уже сделали значительные инвестиции в РФ. Версия промсборки от Минэкономики включит переход от количественного расчета локализации к качественному, дифференциацию показателей в зависимости от объемов производства, категорий транспортных средств, вовлечения российских поставщиков компонентов второго и третьего уровней, курс рубля и стимулирование экспорта.
По мнению одного из собеседников "Ъ", Минпромторг рассчитывает "замкнуть подписание новых контрактов на себя (соглашения о промсборке подписывались с Минэкономики.— "Ъ") и сделать такие правила, чтобы вся поддержка, по сути, шла лишь ключевым российским игрокам". СПИКи подписали Daimler и СП Mazda-Sollers, но, например, глава Volkswagen в РФ Маркус Озегович говорил, что группа заплатила €152 млн только для того, чтобы поддержать производство в РФ на нынешнем уровне, и сейчас СПИК не покроет эти расходы. В Ford Sollers заметили, что выступают за механизм, который прозрачно и справедливо создаст благоприятный режим работы в России, "учитывая выполненные ранее повышенные обязательства".
Яна Циноева, Анатолий Джумайло