04.03.2024 | Прометалл
МИЛЛИАРДЫ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Россия — вторая после Китая страна в мире по производству алюминия. Об этом напомнил статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов на открытии Дней алюминия в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
Ежегодно в нашей стране производится 4,1 млн тонн алюминия. Но, выступая на пленарном заседании форума, представитель Минпромторга России признал, что Китай выбрасывает на рынок значительно больше металла. Однако и мы не лыком шиты: развиваем компетенции не только в производстве чистого алюминия, но и в его переработке. И затеваем масштабные проекты.
1,5% — вклад отечественной алюминиевой отрасли в ВВП страны.
Тут Виктор Евтухов привёл в качестве примера мегапроект — глинозёмный завод в Ленинградской области, инвестиции в который составят 400 млрд рублей. Ведь невозможно развивать своё производство, не будучи технологически независимыми от поставок сырья из-за рубежа, особенно из недружественных стран.
Упомянул замминистра ещё и Тайшетскую анодную фабрику, запущенную приподдержке Минпромторга России, на строительство которой выделено 16 млрд рублей. Также не остался без внимания развиваемый совместно с «Русалом» алюминиевый кластер в Хакасии — проект предполагает расширение производства тонкой (5–14 мкм) фольги с 34 тыс. тонн до 39 тыс. тонн.
Ещё один большой проект, поддержанный Фондом развития промышленности, о котором сказал заместитель министра, — завершающееся строительство завода компании «Арнест Упаковочные Решения» в Ульяновской области. Предприятие будет выпускать 1,3 млрд алюминиевых банок в год из российской ленты.
НЕ В ПРОЦЕНТАХ, А В ТОННАХ
Значение алюминиевой отрасли для страны трудно переоценить. В ней занято более 600 тысяч человек. Алюминий — высокотехнологичный материал с большой палитрой потребительских свойств, который может практически без ограничений применяться в любых конструкциях, архитектуре, дизайне. По потреблению металла на душу населения судят в целом об уровне развития экономики и промышленности страны. И по этому показателю Россия заметно прибавила в последние восемь лет: потребление на душу населения выросло с 3,5 до 10 кг.
Впрочем, если сравнивать с развитыми странами, то в Китае, США и Германии этот показатель в разы больше. Например, Виктор Евтухов посетовал, что алюминий пока недостаточно активно применяется в российской судостроительной отрасли, которую он курирует. Есть, конечно, примеры гражданских пассажирских судов, но пока не в таком количестве, как хотелось бы.
Выступая на пленарном заседании, Виктор Евтухов обратился к недавней истории — к 2015 году, когда при поддержке Минпромторга России и «Русала» была создана Алюминиевая ассоциация. Это сейчас в объединении более 130 компаний-участников, на долю которых приходится более 75% выпускаемой алюминиевой продукции в стране, а тогда всё только начиналось. Примерно тогда же был разработан План развития отрасли — сначала до 2023 года, а затем до горизонта 2030 года. Главная задача этой дорожной карты — способствовать внедрению алюминия и продуктов из него в различных отраслях экономики и промышленности.
В России производится 1,4 млн тонн высокотехнологичных изделий из алюминия для всех отраслей — от авиации и космоса до упаковки и товаров народного потребления.
Замминистра отметил, что предпочёл бы оценивать вклад алюминиевой отрасли в ВВП страны не в процентном росте, ведь если какой-то показатель увеличивается, какой-то другой уменьшается, а в тоннаже и в объёме произведённой и реализованной продукции. Тут перед отечественными алюминщиками стоит много задач по части производства продукции с высокой добавленной стоимостью. И тут рост налицо.
В последние несколько лет объёмы переработки выросли на 60% — с 700 тыс. тонн до 1,15 млн тонн. Рекордным в этом отношении был 2021 год — 1,3 млн тонн. По оценкам экспертов, сказал Виктор Евтухов, наш потенциал в ближайшие годы — не менее 2 млн тонн производства и переработки алюминия. Причём потреблять эту продукцию будут и внутри страны, и в других странах, не только дружественных.
МОСТЫ В БУДУЩЕЕ
Строительство наряду с автопромом, энергетикой и упаковочной отраслью — один из основных потребителей алюминия. На стройку приходится более 25% потребления отечественной алюминиевой продукции — конкретизировал участвовавший в открытии Дней алюминия заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. По его словам, алюминий применяется в ограждающих и витражных конструкциях, фасадных системах, во внутренней и наружной облицовке зданий и сооружений.
Перспективы у металла, по мнению Сергея Музыченко, широкие, например, в мостостроении. Заместитель министра напомнил о построенном в конце прошлого года в Нижегородской области первом в стране, да и в Восточной Европе автодорожном мосте из алюминия через реку Линда. Интерес представляет и возможность применения алюминиевых ламелей при постройке взлётно-посадочных полос для малых аэродромов. Кроме того, алюминий отличается одновременно и низким весом, и высокой несущей способностью, поэтому его можно применять для строительства в зонах сейсмического воздействия.
Благодаря уникальному комплексу свойств алюминия, несущие конструкции из этого металла можно использовать при возведении сооружений быстрого и некапитального строительства. А ещё алюминий, который прекрасно поддаётся переработке и повторному использованию, имеет преимущества перед другими строительными материалами в контексте «зелёного» строительства. Заметим, что 80% алюминия, произведённого за всю историю, продолжает использоваться до сих пор.
В то же время Сергей Музыченко видит хорошие перспективы для комбинированных решений на основе применения разных стройматериалов. Например, два года назад в Техническом комитете 465 был создан единое подразделение, в которое вошли и сталевики, и алюминщики. Теперь вся нормативная база, разрабатываемая в ТК465, представляет собой их согласованную позицию. И хотя утверждённых стандартов на комбинированные решения пока нет, такие конструкции уже существуют: здания со стальным каркасом, в которых облицовка и фасадные системы выполнены из алюминия.
Своим видением развития внутреннего спроса поделилась председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. Эта важнейшая задача должна решаться совместно участниками рынка — за счёт создания новой качественной продукции, повышения её потребительских свойств и информирования потребителей о её преимуществах.
При этом, по мнению Ирины Казовской, развитие потребления должно идти от регионов, ведь они заинтересованы в получении современных решений для реализации своих инфраструктурных и социальных проектов, а также в дополнительных стимулах для развития промышленных предприятий. А польза для алюминиевой отрасли в таком случае тоже очевидна — она получает дополнительный спрос.
ПАВИЛЬОН МЕТАЛЛА
Откровенно говоря, специально возводить уличный павильон, чтобы показать алюминиевые решения для разных отраслей жизни, было необязательно. Едва ли не в каждом павильоне ВДНХ — Металлургия, Транспорт, Космос/Машиностроение, Электрификация и т.д. — и так можно найти экспонаты из алюминия.
Возможно, поэтому на своей выставочной площадке Алюминиевая ассоциация ограничилась темой использования «крылатого» металла в городской и транспортной инфраструктуре, а также на транспорте — водномоторном и автомобильном.
На стендах павильона компании из состава ассоциации показали свои актуальные разработки. Например, подвесной лодочный мотор мощностью 80 л.с., созданный на основе серийного двигателя 11182 производства «АвтоВАЗ». Тут же и кованые колёсные диски для автобусов, электробусов, грузовиков и прицепной техники, установка которых позволяет снизить расход топлива на 2–2,5% и в то же время увеличить полезную нагрузку транспортного средства до 300 кг. Рядом представлены роскошные тоже кованые диски для тюнинга легковых автомобилей, в том числе и диаметром до 26 дюймов — знатоки оценят внушительный размер.
Владельцам электромобилей наверняка любопытно взглянуть на сборки «кабель с алюминиевой жилой + коннектор» для так называемых «быстрых» и «медленных» электрозаправочных станций (ЭЗС). Кабельная жила в обоих случаях изготовлена из сплава 8ххх серии.
Вплотную к кабелям расположен стенд со сложными деталями для машиностроения, созданными в Институте лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ) с помощью аддитивных технологий из алюминиевых порошков марки РС-553, РС-356 и РС-320. Здесь есть винт авиационной прочностью 500 МПа; монолитное колесо для системы кондиционирования — использование 3D-печати в десять раз сокращает время на производство детали; и качалки — детали механизма самолётного крыла, вес которых благодаря аддитивным технологиям можно облегчить на 50%.
Изящные решения для городского ландшафта — алюминиевые светильники ОРСА, «Астра Альфа» и «Эльба». Корпуса этих светильников выполнены из анодированного алюминия, а значит, не поддаются воздействию влажного и солёного морского воздуха. Эти конструкции смело можно устанавливать на набережных курортных городов. Умный остановочный павильон с крышей и профилем световых приборов из алюминия и потолком из алюмокомпозита — ещё один обязательный атрибут современного мегаполиса. Удобная скамья, доступ к беспроводной связи, зарядники для гаджетов, остекление триплексом, система видеонаблюдения — из такого павильона не хочется выходить.
Демонстрируемые в павильоне алюминиевые акустические экраны для автотрасс и железнодорожных магистралей призваны не только обеспечить защиту жилых и социальных объектов от шума транспортных потоков, но и сделать это красиво: перфорированный алюминий с изображением городских достопримечательностей выглядит как дизайнерский объект.
Самые крупные экспонаты павильона — сборный мост (мостокомплект) и пешеходная галерея. Обе алюминиевые конструкции уже нашли применение в городской среде. Первый в стране мостокомплект установили в прошлом году в Нижнем Новгороде, а по светопрозрачной галерее из стекла и металла проходят посетители Останкинской телебашни.
Фэшн-шоу в стиле Al
Показать, что крылатый металл не только про прокат и экструзию, было призвано фэшн-шоу дизайнера Вадима Мерлиса (Vadim Merlis) на открытии Дней алюминия. Сразу после открывшей форум пленарной сессии с участием представителей Минпромторга России и Минстроя России состоялся показ костюмных ансамблей, навеянных индустриальными мотивами алюминиевой отрасли.
Платья, балахоны оверсайз, лонгсливы — все эти вещи несли на себе элементы лёгкого и высокотехнологичного металла. Алюминий действительно нередко вдохновляет дизайнеров одежды и ювелиров, это весьма востребованный ими материал — достаточно вспомнить хотя бы платья-кольчуги Пако Рабана и ювелирные коллекции Сюзанн Сиз (Syzanne Syz Art).
Алюминиевая промышленность является одной из тех отраслей, где Россия в полной мере может считать себя экономически суверенной. Дни алюминия на ВДНХ лишний раз это подтвердили. Вместе с тем, окно возможностей для производства и потребления алюминиевой продукции в России поистине огромное. Алюминиевая отрасль уже сейчас считается наиболее динамично развивающимся драйвером мировой экономики. Поэтому почивать на лаврах явно не следует.
Пётр Орлов