07/11/2016, Life.ru
Минпромторг подготовил амбициозный план по стимулированию потребления отечественного алюминия в стране. Он рассчитан до 2020 года. За это время прирост доли отечественных производителей на внутреннем рынке должен превысить 60%. Напомним, что на данный момент российские компании покрывают лишь половину потребностей страны в алюминии. О том, насколько реалистичен этот план - в материале Лайфа.
В Минпромторге разработали план по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016 - 2017 годы. Для информации, общее потребление алюминия и алюминиевых продуктов на внутреннем рынке в 2015 году составило около 1,5 млн т, в том числе российского первичного алюминия - 780 тыс. т. Основным конкурентом наших металлургов на внутреннем рынке, что неудивительно, является Китай.
Документ Минпромторга (есть в распоряжении Лайфа) предлагает несколько мероприятий, реализация которых поможет увеличить потребление алюминия в РФ на 505 тыс. т по самому консервативному сценарию к 2020 году. Предполагается, что "потенциал предполагаемых мер на этом не исчерпывается, и в последующие годы рост продолжится", указывают авторы.
Таким образом, составители плана хотят увеличить потребление алюминия именно российского производства почти на 65% к 2020 году.
Самый большой прирост потребления обеспечат "снятие ограничений и расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике и машиностроении" (рост на 210 тыс. т), а также "увеличение потребления алюминия в машиностроении, авиа- и судостроении" (рост еще на 200 тыс. т).
По первому предложению к марту 2017 года будет подготовлена дорожная карта по пересмотру национальных стандартов и сводов правил в части, касающейся расширения применения алюминия как конструкционного материала в разных отраслях промышленности (транспорт, машиностроение, энергетика, строительство). По второму предложения должны быть готовы в декабре 2016 года.
Минпромторг будет должен разработать нормативные акты, устанавливающие запрет или ограничения на допуск отдельных видов товаров (содержащих алюминий) из-за рубежа для госзакупок (это даст рост потребления на 5 тыс. т). Госпредприятиям (доля государства более 50%) предлагается покупать продукцию с алюминием у отечественных производителей (рост еще на 5 тыс. т).
В Евразийскую экономическую комиссию могут быть внесены предложения о повышении ставок ввозных таможенных пошлин в части, касающейся алюминиевой продукции (это может дать прирост потребления еще на 30 тыс. т). В Минпромторге планируют также и расширение применения алюминия в вагоностроении (рост на 15 тыс. т).
Есть в плане и пункт, который рекомендует внести изменения в образовательные стандарты при условии принятия новых профессиональных стандартов для повышения уровня компетенций выпускников профильных учебных заведений в части работы с алюминием.
- План нацелен на развитие внутреннего рынка. Ему надо расти. Если план будет реализован на практике, то он будет выгоден производителям и переработчикам алюминия и продукции на его основе, - сказал Лайфу заместитель главного редактора журнала "Металлоснабжения и сбыт" Леонид Хазанов.
Представители "АвтоВАЗа" и ОК "Русал" (мировой лидер по производству алюминия) не смогли оперативно ответить на запросы Лайфа. Источник, близкий к автопрому, в беседе с Лайфом высказал сомнение в том, что в отечественном автомобилестроении возможно значительно увеличить потребление алюминиевых сплавов как конструкционных материалов к 2020 году.
- Откуда технологии? У нас выпускается в основном бюджетный сегмент, и оттого алюминий в меньшем приоритете.
К слову, некоторые виды премиальных иномарок содержат в большом количестве сплавы алюминия. Другой источник в отрасли также выразил сомнение в реализации плана за столь непродолжительное время. Для этого, по его мнению, необходим рост продаж автомобилей, жилищного строительства, выпуска самолетов и гражданских судов.
- Потребление так сильно может вырасти при условии резкого скачка в промышленности, строительстве и расширения использования в них алюминиевых фабрикатов.
Председатель Алюминиевой ассоциации Иван Матеров в сентябре был более оптимистичен.
- Внутренний рынок составляет около 1,5 млн тонн алюминия в год. И, несмотря на наметившийся рост, это все равно низкий уровень. Мы планируем увеличить потребление отечественного алюминия в России и СНГ к 2020 году до 2 млн тонн. И для этого есть все предпосылки, - говорил он в интервью СМИ.
План, по сведениям источников Лайфа, был направлен в аппарат правительства РФ в конце октября. В пресс-службе правительства не смогли предоставить оперативный комментарий.
Для информации, "Русал" произвел за девять месяцев 2016 года 2,756 млн т алюминия, что на 1,2% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Объем реализации составил 2,896 млн т, увеличившись на 4,9%. Средняя цена реализации алюминия за девять месяцев 2016 года снизилась на 18% до $1,711 за 1 т.