21.10.2022 | Life
Три месяца — и в вашем городе построена новая современная школа площадью 3390 квадратных метров.
Совсем скоро это станет реальностью, обещают разработчики представленного на недавно прошедшей в Москве выставке Build School 2022 проекта «Школа-сад на 120+70 мест» из Алюминиевой ассоциации и НПО «Новая конструкция».
Секрет прост — школа строится по блочно-модульной технологии, при которой до 90% элементов каркаса изготавливают на заводе, а строители их просто соединяют. Как в Lego.
Парта из алюминия
Последние 10–15 лет блочно-модульные технологии прочно завоевали популярность у строителей всего мира. У нас в стране ещё в советские времена их начали применять для массового жилищного строительства. Один из пионеров этой методологии, Краснодарский завод объёмно-блочного домостроения, был построен в 1974 году. Сейчас это ЗАО «ОБД». Предприятие по-прежнему работает, производит готовые железобетонные комнаты, санузлы, лестничные клетки и другие конструктивные элементы для жилых домов в Краснодарском крае.
Скорость строительства — одно из основных преимуществ подобных технологий. Рекорд несколько лет назад поставили китайцы, которые смонтировали 15-этажную гостиницу Ark Hotel всего за 46 с половиной часов! И ещё 90 часов ушло у них на внешнюю и внутреннюю отделку. 15-этажная гостиница под ключ меньше чем за неделю!
В отличие от предельно утилитарных советских домов, современные блочно-модульные здания (БМЗ) зачастую становятся настоящими архитектурными шедеврами. Всё дело в применяемых современных строительных и отделочных материалах. еклама
В основе проекта «Школа-сад» — алюминиевые конструкции. Из крылатого металла сделаны силовой каркас и модульные фасады, окна, внутренние перегородки и даже школьная мебель. В результате получилось удивительно эстетичное современное здание. Для региональных бюджетов отдалённых территорий особенно важны такие качества проекта, как сроки строительства, эксплуатационные расходы, эстетика и архитектура, гармонично вписываемая в историю города или посёлка. Ведь строительство здания — школы, детского сада или поликлиники — по традиционным строительным технологиям сопровождается «мокрыми» процессами либо при строительстве, либо в процессе наружной и внутренней отделки. К традиционным мы относим строительство с применением бетона, кирпича и тяжёлых стальных металлоконструкций. Опять же для труднодоступных регионов только поставка строительных материалов занимает от двух до четырёх лет. А с современной блочно-модульной технологией новую школу можно поставить за время летних каникул.
На выставке был представлен полноразмерный образец нового школьного здания. Гибридный каркас, стеновые панели и внутренние перегородки из алюминиевого профиля. Профильную продукцию изготовили на Красноярском металлургическом заводе (КраМЗ). Различные по цвету и фактуре финишные покрытия на основе алюминиевого листа — продукция компании «Гравис». Алюминиевый оконный профиль предоставила компания «Масттех», алюминиевые подоконники — «Алюмсилл». И даже школьная мебель изготовлена из алюминиевого профиля.
Проектировщики тщательно учли все действующие нормативы для школьных и дошкольных зданий, дополнительные требования — по инсоляции, сейсмоустойчивости, климатические требования и т.д. Использование алюминия также позволит повысить коррозийную устойчивость здания, а панели переменной толщины — приспособить проект к различным климатическим зонам. Особое внимание при создании проекта обращено на пожарную безопасность, что крайне важно для территорий, где нередки масштабные лесные пожары, — Якутии, Бурятии и других сибирских регионов.
«Нам нужен свод правил»
Среди целевых показателей, на достижение которых направлен национальный проект «Образование», декларируются такие, как «возможности для самореализации и развития талантов и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». А осуществление федерального проекта «Современная школа» должно обеспечить «качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребёнка».
И как всё это увязать с реальной действительностью, когда сотни школ по стране находятся в аварийном состоянии или загружены так, что процесс обучения организован в две или три смены? Президент Путин ещё в прошлом году называл это недопустимым, а планы Минпросвещения на ремонт в 2022 году 700 школ по стране — недостаточными.
Современные технологии и научные разработки, например «Школа-сад», дают возможность решительным образом исправить ситуацию. Но для этого чиновникам надо отказаться от привычных бюрократических подходов, развернуться лицом к отечественным учёным и инженерам.
Сегодня проект «Школа-сад» находится в стадии разработки проектной документации, разработаны объёмно-планировочные решения. Ещё предстоит разработка полного комплекта проектной документации, прохождение сметной экспертизы. Для широкого применения этого многообещающего начинания в практике российского строительства отрасль остро нуждается в содействии со стороны профильных государственных органов.
— Для облегчения прохождения экспертизы нам нужен свод правил на проектирование зданий на основе металлического каркаса, — говорит руководитель сектора «Строительство» Алюминиевой ассоциации Ольга Огородникова. — ГОСТ на модульные конструкции зданий уже есть. В нём указана область применения для объектов образовательных учреждений. Наша основная задача сейчас — включить альтернативные решения, касающиеся модульных конструкций, в стандартные технические задания. Это позволит проектировщикам разрабатывать проекты на основе современной блочно-модульной технологии и успешно проходить экспертизу и конкурировать с традиционными технологиями строительства зданий.
Предполагается, что проект будет полностью готов к концу 2023 года. Но его внедрение в жизнь зависит уже не только и не столько от инженеров и разработчиков, а от руководителей и ведомств в регионах, где более 100 тысяч школьников мечтает о новых просторных светлых классах вместо учебного процесса в спортивном зале, разделённом на перегородки.
В отличие от предельно утилитарных советских домов, современные блочно-модульные здания (БМЗ) зачастую становятся настоящими архитектурными шедеврами. Всё дело в применяемых современных строительных и отделочных материалах.
В основе проекта «Школа-сад» — алюминиевые конструкции. Из крылатого металла сделаны силовой каркас и модульные фасады, окна, внутренние перегородки и даже школьная мебель. В результате получилось удивительно эстетичное современное здание. Для региональных бюджетов отдалённых территорий особенно важны такие качества проекта, как сроки строительства, эксплуатационные расходы, эстетика и архитектура, гармонично вписываемая в историю города или посёлка. Ведь строительство здания — школы, детского сада или поликлиники — по традиционным строительным технологиям сопровождается «мокрыми» процессами либо при строительстве, либо в процессе наружной и внутренней отделки. К традиционным мы относим строительство с применением бетона, кирпича и тяжёлых стальных металлоконструкций. Опять же для труднодоступных регионов только поставка строительных материалов занимает от двух до четырёх лет. А с современной блочно-модульной технологией новую школу можно поставить за время летних каникул.
На выставке был представлен полноразмерный образец нового школьного здания. Гибридный каркас, стеновые панели и внутренние перегородки из алюминиевого профиля. Профильную продукцию изготовили на Красноярском металлургическом заводе (КраМЗ). Различные по цвету и фактуре финишные покрытия на основе алюминиевого листа — продукция компании «Гравис». Алюминиевый оконный профиль предоставила компания «Масттех», алюминиевые подоконники — «Алюмсилл». И даже школьная мебель изготовлена из алюминиевого профиля.
Проектировщики тщательно учли все действующие нормативы для школьных и дошкольных зданий, дополнительные требования — по инсоляции, сейсмоустойчивости, климатические требования и т.д. Использование алюминия также позволит повысить коррозийную устойчивость здания, а панели переменной толщины — приспособить проект к различным климатическим зонам. Особое внимание при создании проекта обращено на пожарную безопасность, что крайне важно для территорий, где нередки масштабные лесные пожары, — Якутии, Бурятии и других сибирских регионов.
Среди целевых показателей, на достижение которых направлен национальный проект «Образование», декларируются такие, как «возможности для самореализации и развития талантов и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». А осуществление федерального проекта «Современная школа» должно обеспечить «качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребёнка».
И как всё это увязать с реальной действительностью, когда сотни школ по стране находятся в аварийном состоянии или загружены так, что процесс обучения организован в две или три смены? Президент Путин ещё в прошлом году называл это недопустимым, а планы Минпросвещения на ремонт в 2022 году 700 школ по стране — недостаточными.
Современные технологии и научные разработки, например «Школа-сад», дают возможность решительным образом исправить ситуацию. Но для этого чиновникам надо отказаться от привычных бюрократических подходов, развернуться лицом к отечественным учёным и инженерам.
Сегодня проект «Школа-сад» находится в стадии разработки проектной документации, разработаны объёмно-планировочные решения. Ещё предстоит разработка полного комплекта проектной документации, прохождение сметной экспертизы. Для широкого применения этого многообещающего начинания в практике российского строительства отрасль остро нуждается в содействии со стороны профильных государственных органов.
— Для облегчения прохождения экспертизы нам нужен свод правил на проектирование зданий на основе металлического каркаса, — говорит руководитель сектора «Строительство» Алюминиевой ассоциации Ольга Огородникова. — ГОСТ на модульные конструкции зданий уже есть. В нём указана область применения для объектов образовательных учреждений. Наша основная задача сейчас — включить альтернативные решения, касающиеся модульных конструкций, в стандартные технические задания. Это позволит проектировщикам разрабатывать проекты на основе современной блочно-модульной технологии и успешно проходить экспертизу и конкурировать с традиционными технологиями строительства зданий.
Предполагается, что проект будет полностью готов к концу 2023 года. Но его внедрение в жизнь зависит уже не только и не столько от инженеров и разработчиков, а от руководителей и ведомств в регионах, где более 100 тысяч школьников мечтает о новых просторных светлых классах вместо учебного процесса в спортивном зале, разделённом на перегородки.