18.08.2022 | Главгосэкспертиза
Строительству мостовых переходов в России сегодня уделяется много внимания. Сначала казалось, что из-за санкций и связанных с ними логистических сложностей крупные проекты окажутся под угрозой. Но сегодня профсообщество возлагает большие надежды на импортозамещение и делает ставки на стройматериалы, производимые в России. Для жилых домов это возвращение к истокам – к деревянному строительству, а для мостов – металл, в том числе и «крылатый», как в былые времена называли алюминий.
На днях президент России Владимир Путин открыл Архангельский мост в Череповце – важнейшее звено транспортного сообщения северо-запада страны с другими регионами. Мост достроили на три года раньше – всего за 1000 дней – за счет оптимизации и параллелизации разных процессов. Но это далеко не единственный мост, который строят в России с опережением графика. Например, ускоренными темпами возводится Яблоновский мост в Краснодаре. 90% материалов для него закупили еще до введения санкций, а импортные ванты (канатные элементы) заменит российский аналог. К слову, в конструкциях Крымского моста, построенного еще до новой волны санкций, нет ни одного импортного болта. При строительстве еще одного мостового перехода – в составе трассы М-12 в Муроме – используются инновационные решения: при возведении монолитного пилона русловой опоры моста применена технология скользящей опалубки.
В целом всю М-12 планируется вводить в эксплуатацию раньше срока. Об этом вице-премьер Марат Хуснуллин доложил Владимиру Путину, подчеркнув, что 95% материалов, используемых при строительстве федеральной трассы, произведены в России, «поэтому мы фактически не зависим от импорта, не считая некоторой техники и запчастей». Но чтобы этих материалов хватало, с учетом ограничений по внешнему рынку, стимулировать планируется те направления, которые имеют в России наибольшие перспективы.
Эксперты Главгосэкспертизы также отмечают тенденцию, что в последнее время в проектной документации на строительство мостов все чаще указаны отечественные строительные материалы. Импортные тоже встречаются, но чаще всего это материалы, либо произведенные на территории Российской Федерации, либо совместно с российскими партнерами.
«Учитывая, что процесс проектирования растянут во времени и может занимать более года, основная масса проектных решений на сегодняшний день заведомо сохраняет устоявшийся подход в применении основных технологий периода конца 2021 года, но при этом используются машины и механизмы, применение которых не ограничивают санкции», – констатирует Максим Котов, главный специалист отдела объектов транспортного назначения Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России. Что касается алюминия, то этот, казалось бы, мягкий материал не подходит для строительства таких монументальных конструкций, как мосты, но предпосылки для использования алюминия в мостостроении были заложены еще в СССР: отечественные инженеры стали задумываться об использовании «крылатого» металла для строительства мостов более 60 лет назад. Первый такой мост в стране построили в 1969 году в Ленинграде – это Коломенский мост через канал Грибоедова. В Алюминиевой Ассоциации уверяют, что алюминий и сегодня применяется в российском мостостроении (а также в судостроении, авиации и автомобилестроении), так как ряд алюминиевых сплавов не уступают по прочности стали.
Эксперты Главгосэкспертизы России в свою очередь отмечают, что проектные решения с применением алюминиевых сплавов пока что встречаются очень редко. Строительная отрасль по-прежнему осторожно подходит к внедрению таких конструкций из-за отсутствия массового опыта и навыков по строительству подобных объектов. В большинстве случаев по-прежнему применяются материалы железобетонных и стальных конструкций. А дальнейшее развитие и внедрение новых технологий зависит от того, насколько удачным будет опыт эксплуатации таких сооружений в разных климатических зонах страны.
Сейчас в России строятся шесть пешеходных и два автодорожных моста с применением алюминиевых конструкций – в Самарской, Кемеровской и Тульской областях, в Марий Эл и других регионах, а с 2017 года введено в эксплуатацию 11 пешеходных мостов. Совсем недавно сдан мост в Красноярске – городе, который называют алюминиевой столицей России. И если такое количество мостов кажется небольшим (а глава Минтранса Виталий Савельев анонсировал, что в ближайшие пять лет в России планируется построить и отремонтировать 650 мостов), то происходящая эволюция алюминиевых сплавов и полуфабрикатов на их основе открывает перспективы для наращивания объемов в этом направлении, причем с использованием исключительно отечественных материалов, уверяют производители.