18.08.2017 | Независимая газета
Крылатый металл расширяет позиции в автопроме
Глобальный автомобильный рынок в обозримом будущем укрепится в роли главного потребителя алюминия: производство и продажа авто уверенно растут, при этом производители все чаще делают ставку на технологичность и экологичность, которые обеспечиваются использованием именно этого металла. Доля алюминиевых сплавов в современных автомобилях неуклонно увеличивается, а дополнительную перспективу крылатому металлу создает рост мирового спроса на электрокары.
Российский авторынок поднимает голову
Мировые продажи автомобилей демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет. Только за прошлый год этот рынок увеличился на 5%, всего в мире было продано 93,9 млн легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов. На самом крупном рынке мира, китайском, рост продаж составил 12,3%. В Северной Америке немного прибавили США (0,5%), бурно растет Мексика (19%). В странах Западной Европы увеличили реализацию на 6,3%, в Восточной Европе показатели в целом почти не изменились, но высокую динамику продемонстрировала относимая к этому региону Турция. Несколько снизились продажи в Японии и Южной Корее.
Во многом коррелируют с этими данными и показатели производства автомобилей. За прошлый год отрасль в целом в мире выросла на 4,5%. В Европе в первом квартале 2017 года автомобильное производство выросло на 5,9% в годовом выражении. Наибольший рост показала Турция – 21,2% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Северная Америка выросла на 1,5% (при резком скачке производства в Мексике). В Азии (за вычетом Китая) после некоторого падения последних лет увеличение составило 3%: японский автопром поднялся на 6,5%, а производство в странах АСЕАН – на 2% (при этом в Индонезии – сразу на 12%).
В мировом рейтинге автомобильных моделей аналитики отдают безусловное первенство Toyota Corolla. За январь–май 2017 года было продано 538 тыс. самых популярных в мире «японок», что почти на 1 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года. Причем эта модель сохраняет лидерство уже несколько лет подряд. А вот второй по популярности неожиданно стала машина, выведенная на рынок компанией Ford всего два года назад: новое, уже 13-е поколение легендарного пикапа F-150. Его особенностью стало то, что кузов полностью выполнен из алюминия, что позволило уменьшить вес автомобиля на 317 кг. Ford F-Series получил новый дизайн, улучшенную эргономику, превосходные технические и ходовые характеристики, несколько мощных, но экономичных двигателей. При относительно невысокой цене этот автомобиль стал хитом в США и Канаде, экспортируется во многие страны мира, и только за прошлый год было продано 994 тыс. пикапов. А замыкает тройку самых популярных моделей в мире немецкий Volkswagen Golf.
Эксперты ожидают, что в 2017 году рост показателей в отрасли сохранится, но уже более медленными темпами: глобальный авторынок увеличится на 2–3% – до чуть более 96 млн единиц. При этом стоит признать, что 2016 год стал удачным не для всех регионов. Продажи машин упали в ряде стран Ближнего Востока, в Африке, Латинской Америке. Например, Бразилия просела сразу на 20% (что, правда, уже чуть лучше 26% в 2015 году). Среди ведущих мировых авторынков по глубине падения за этой латиноамериканской страной, увы, следует Россия. Отечественный рынок штормит уже пятый год, и только в 2016-м реализация в РФ сократилась еще на 11%. По сравнению с 2012 годом рынок уменьшился вдвое.
Основные тенденции, характерные для отечественного автомобильного сектора, сформулировали участники прошедшей в Москве весной конференции «Автомобильный рынок России – 2017. Итоги и прогнозы». Так, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков выделил несколько факторов, отрицательно влияющих на динамику рынка: снижение покупательской способности населения, санкции, экономическая и политическая нестабильность, рост цен на новые автомобили.
С другой стороны, после провального 2015 года, когда падение составило сразу 36%, прошлогоднее снижение не воспринимается экспертами слишком пессимистично. Дополнительный аргумент для вывода о достижении «дна» и завершении кризиса дают позитивные сдвиги в экономике, наметившиеся в конце 2016 – начале 2017 годов. Видны экономические предпосылки к началу восстановления рынка в нынешнем году и его дальнейшему росту, отметил Сергей Целиков.
И, похоже, оказался прав: судя по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в нынешнем году российский автомобильный рынок выходит из шторма. Если в январе и феврале еще фиксировалось его сокращение (на 5 и 4,1% в годовом выражении соответственно), то потом начался очень заметный рост (хотя его стремительность во многом обусловлена эффектом низкой базы). Так, в марте и апреле продажи выросли до 9,4 и 6,9% соответственно. А потом последовали двузначные числа роста: 14,7% в мае, 15% в июне, 18,6% в июле. Всего же за 7 месяцев в России было реализовано почти 850 тыс. автомобилей, что на 8,5% больше, чем годом ранее.
«Кажется, наконец, проснулись покупатели из среднего класса, ободренные оптимистичными экономическими прогнозами и оценившие пакет государственной поддержки продаж, – комментирует обнадеживающую тенденцию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Текущий тренд в продажах – отличная новость. Она питает надежду на то, что 2017 год станет поворотным годом для индустрии».
Эксперты рынка убеждены, что положительная динамика продаж зависит от продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Как отмечают в Аналитическом центре при правительстве РФ, в 2017 году для этой цели предусмотрено выделение 62,3 млрд руб. С 1 июля запущены новые программы поддержки потребительского спроса: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».
Женевский автосалон подтвердил моду на алюминий
В условиях постоянно растущей конкуренции большинство производителей пытаются повысить привлекательность своих автомобилей за счет улучшения их потребительских свойств, экологичности, технологичности и безопасности. И для этого используют самые разные инновационные материалы. В первую очередь алюминиевые сплавы.
Использование алюминия в автомобилестроении позволяет достичь результата сразу в нескольких областях: увеличение грузоподъемности, уменьшение массы, снижение расходов топлива (и, как следствие, выбросов углекислого газа). Например, существуют подсчеты, что каждый процент экономии веса автомобиля приводит к сокращению траты топлива в среднем на 1%. За счет этого достигается важный экономический эффект: к примеру, автомобили, на четверть изготовленные из алюминия, потребляют на 2 л меньше бензина на 100 км, чем более тяжелые стальные аналоги. Но не менее важно и снижение нагрузки на окружающую среду: сокращение расхода топлива уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу. С учетом того, что транспортные выхлопы в атмосферу являются одним из главных загрязнителей воздуха в крупных городах, это имеет большое значение.
Если еще несколько лет назад применение алюминия для производства двигателей, деталей кузова, комплектующих было своего рода экспериментом, то теперь это стало трендом современного автопрома. Между тем крупные автоконцерны с многолетней историей давно глубоко изучают технологию производства алюминиевых материалов. Самый известный пример: Audi, еще в 1994 году представившая крупносерийную цельноалюминиевую модель A8, которая была на 239 кг легче, чем ее стальной аналог. С тех пор количество алюминия, используемого при производстве автомобилей, увеличилось в разы.
Тенденцию на все большее проникновение алюминия в автопром подтвердил один из самых престижных мировых автофорумов – Женевский автосалон, прошедший в марте. Например, Jaguar Land Rover представила абсолютно новый автомобиль популярного сегмента SUV – Range Rover Velar. Этот кроссовер построен на облегченной платформе с обширным использованием алюминия, ранее уже применявшейся на модели Jaguar F-Pace. На 81% из алюминия состоит и кузов Velar. Благодаря этому британским инженерам удалось удержать на приемлемом уровне массу базовой версии (1804 кг) и получить рекордный среди всех автомобилей компании аэродинамический коэффициент.
McLaren представила на выставке свою новую модель – 720S. Она почти полностью, включая кузов, двигатель, подвеску, элементы ходовой части, сделана из алюминия и углеродного волокна. 4-литровый двигатель обладает мощностью в 710 л.с., и для разгона до 100 км/ч этой машине требуется всего 2,8 сек. Лишь 0,1 сек. при разгоне ей уступает еще один гоночный суперкар – Lamborghini Huracan Perfomante. Конструкторы этого авто с мотором мощностью 640 л.с. использовали алюминий для производства рамы и кузова, а вот двигатель изготовили из бронзы и титана.
И если два предыдущих автомобиля являются элитными и эксклюзивными, то новое спортивное купе Alpine от компании Renault рассчитано на более широкий круг покупателей. Эта машина, премьера которой состоялась в Женеве, сконструирована по мотивам одноименного автомобиля, популярного в 60–70-е годы. Сохранив черты предка, новый Alpine отличается тем, что в нем весь кузов и ходовая часть выполнены из алюминия. До конца текущего года Renault пообещала выпустить 1955 таких автомобилей в комплектации Premiere Edition, впоследствии производство будет расширено.
Впрочем, алюминий все более уверенно занимает нишу и в массовых сегментах автопрома. Один из примеров – представленный на автосалоне пятидверный хетчбэк Honda Civic 10-го поколения. В нем из крылатого металла выполнены детали подвески и элементы кузова, а также различные интерьерные мелочи. И, естественно, как и большинство современных авто, новый Civic оснащается легкосплавными алюминиевыми колесными дисками.
Илон Маск одобряет
«Электромобиль с автопилотом – примерно так можно вкратце описать типичную машину условного 2030 года. Если не произойдет каких-то глобальных сломов трендов, то так оно и будет. Но с одной оговоркой: этот электромобиль скорее всего будет еще и алюминиевым», – прогнозирует авторитетный автомобильный портал «Колеса». В том, что более массовый выпуск электрических и гибридных автомобилей, популярность которых в мире неуклонно растет, поддержит и мировой спрос на алюминий в автопроме, мало кто сегодня сомневается.
Законодателем моды на электрокары считается предприниматель Илон Маск, прославившийся не только как владелец компании по производству передовой космической техники SpaceX, но и как сооснователь производителя самых известных в мире электромобилей Tesla Motors Inc. Созданная в 2003 году Tesla Motors к настоящему моменту представила рынку четыре модели электрокаров – Roadster, Model S, Model X и Model 3 (последняя стала первым бюджетным автомобилем в линейке Teslа).
Для снижения веса автомобилей производители электрокаров все больше предпочитают алюминий его традиционному аналогу в автопроме – стали. Уже сейчас автомобили Tesla состоят почти на 50% из алюминия. При этом на производство одной Tesla требуется около 2 т металла. Пока выпуск этих моделей не очень велик и занимает небольшую нишу на мировом рынке, но в перспективе планируется достичь очень больших масштабов. «Когда будет выпускаться 500 тыс. автомобилей, то только один завод станет закупать 250 тыс. т крылатого металла. Россия и СНГ в этом году употребят немногим больше 900 тыс. т. Поэтому 250 тыс. т алюминия в масштабах сегодняшней России – это четверть рынка! Конечно, я хочу, чтобы он построил завод в России. Или чтобы мы стали его поставщиком», – признается директор РУСАЛа по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин.
Развитие производства электрокаров стимулирует алюминиевую промышленность на новые разработки. Практически половина веса автомобиля Tesla приходится на литийионные батареи – около 700 кг. Но этот вид аккумуляторов для электрокаров не самое лучшее решение, убеждены в РУСАЛе. «Алюминий – инновационный материал, который, очевидно, заменит литий в аккумуляторах. Он в пять раз дешевле и удовлетворяет требованиям пожаро- и взрывобезопасности. Алюминийионные аккумуляторы в отличие от литийионных не воспламеняются и не взрываются при нагреве или механическом повреждении. При этом они заряжаются гораздо быстрее литиевых аналогов», – объясняет Роман Андрюшин. По его словам, алюминийионные батареи будут пользоваться спросом практически везде, но в первую очередь рассматривается их применение в электрокарах.
Эксперты не сомневаются, что в перспективе применение алюминия в автомобилестроении будет только расширяться, и речь идет не только о концептуально новых автомобилях типа Tesla, но и о «традиционном» автотранспорте. К 2020 году доля автоконцернов в мировом потреблении этого металла достигнет почти 30% против нынешних 27%, полагает Алюминиевая ассоциация России. А согласно исследованию, проведенному компанией Lucintel, потребление алюминия в мировой автомобилестроительной промышленности в 2017–2022 годах будет увеличиваться со средней скоростью 7,4% в год. Обороты глобального рынка алюминиевой продукции для автопрома достигнут к 2022 году 42,4 млрд долл., подсчитали аналитики.
Исследовательская компания Ducker Worldwide прогнозирует значительный рост потребления высокопрочного алюминия в автомобильной промышленности в 10-летней перспективе. По подсчетам экспертов, около 18% всех транспортных средств к 2028 году будут иметь полностью алюминиевые кузова, по сравнению с менее чем 1% в настоящее время. При этом из алюминия будут изготовлены более 75% деталей кузова у пикапов, 24% у крупных седанов, 22% у внедорожников и 18% – у микроавтобусов. Ожидается, что содержание алюминия в одном транспортом средстве вырастет со 180,08 кг в 2015 году до 256,28 кг через 10 лет и составит 16% от общего веса автомобиля.
Но и в настоящее время транспортостроение, в первую очередь автопром, является главным потребителем алюминия: на эту отрасль приходится 27% всего производимого в мире металла, отмечают в Алюминиевой ассоциации России. На ближайшие минимум пять–семь лет именно данный сегмент будет оставаться главным локомотивом прироста потребления. Не случайно в последние годы большинство ведущих производителей металла активизировали деятельность по разработке и выпуску новых сплавов, предназначенных для автомобильной промышленности. Не остается в стороне и отечественный производитель РУСАЛ: алюминий компании поставляется ведущим автопроизводителям в Азии, Северной Америке, Европе и в другие регионы мира. Словом, наблюдатели не только констатируют прочные позиции алюминия в современном автомобилестроении, но и уверенно прогнозируют завоевание крылатым металлом новых высот в этой отрасли.