16.11.2015, "Газета.ru"
В России под эгидой Минпромторга создается Ассоциация производителей и потребителей алюминия, в которую могут войти до 450 компаний. Цель объединения – выработка стратегии развития отрасли, активизация взаимодействия власти и бизнеса. И координация с глобальными игроками рынка. Об идеологии создаваемого «общественного министерства» в интервью «Газете. Ru» рассказал представитель одной из компаний-членов будущей Ассоциации - директор «Русала» по сбыту в России и странах СНГ Роман Андрюшин.
- Роман, поясните, пожалуйста, кого Ассоциация хочет объединить? Партнеров «Русала»?
- Речь идет о создании отраслевой ассоциации в масштабе России. О некоммерческом партнерстве. О площадке, которая объединит не только наших клиентов. Это будет Ассоциация производителей и потребителей алюминия
- Но во главе с «Русалом»?
- Нет, «Русал» будет всего лишь одной из компаний-участниц. Первоначально в Ассоциации будет более ста компаний. Но, уверены, что в дальнейшем количество участников значительно увеличится. Например, только у «Русала» в России около 450 клиентов, т.е. около 450 компаний, которые потребляют алюминий. А дальше будем развиваться по принципу: клиент моего клиента – мой друг.
- Какова цель создания ассоциации?
- Это площадка для выработки мнений, консолидированной позиции.
Создается, образно говоря, «общественное министерство».
И в нем будет заинтересована исполнительная власть. Потому что зачастую мы видим дефицит достоверной информации, разрыв информационного поля между властью и бизнесом. Мы хотели бы сформировать ассоциацию, сформулировать позицию, обозначить проблемы и предложить решения, а далее разработать стратегию развития отрасли.
- Идея хорошая, но не новая. В России давно созданы отраслевые союзы – производителей молока, виноделов, туроператоров, а у производителей мяса их даже два.
- Действительно. Но важно понимать , что в недрах Минпромторга, Минэнерго, Минэкономразвития, других министерствах и ведомствах разрабатываются отраслевые стратегии. Для авиационной промышленности, судостроительной, металлургической и т.д. Но зачастую в разработке этих стратегий берется лишь поверхностный срез проблем, которые необходимо решать. Ассоциация же позволит заглянуть глубже, дойти до ядра проблемы. И выдать подготовленную информацию, на основе которой будет сформирована наша отраслевая стратегия.
- Понятно. А что сейчас происходит с отраслью, насколько кризис вас задел?
- Мы подвержены влиянию тех же глобальных трендов, что и другие мировые производители цветных металлов. Последствия негативных макроэкономических факторов вкупе с рекордным падением цен вынуждают нас покрепче затянуть пояса и искать выход из кризиса.
- А санкции Запада против российских компаний?
- «Русал», как и весь металлургический сектор, от санкций не пострадал.
Все-таки рыночные параметры остались вне санкций, это очевидно. Но в самой России ситуация другая. Экономика страны ощутимо изменилась.
Статистика свидетельствует о том, что мы сейчас далеки от приемлемых уровней спроса, которые были даже до экономического кризиса 2008 года. Не говоря уже о советских временах, когда спрос на алюминий в большей степени присутствовал именно на отечественном рынке.
До 1993 года около 80% спроса было представлено отечественными предприятиями. И только 20% вывозилось за границу. Сейчас ситуация обратная.
- Спрос на алюминий так и не восстановился на внутреннем рынке с прошлого кризиса?
- Констатируем факт: за последние 20 лет спрос находится примерно на одном уровне, с небольшими колебаниями. В то время, как мировой спрос растет на 5-6% в год. За последние 25 лет спрос в мире на алюминий вырос как минимум в два раза, в некоторых странах - больше. А в России спрос снизился с начала 1990-х годов - на 30-35%.
- А в абсолютных цифрах?
- В России в 2007-2008 годах потребление алюминия составляло более 2 млн т в год. Сейчас спрос сжался до 1,5 млн. Снизилось потребление как первичного, так и вторичного алюминия.. Алюминиевая отрасль очень зависит от состояния экономики в целом. Алюминий, в принципе, это продукт, коррелирующий с уровнем ВВП страны, с инвестиционным климатом, с индексом промышленного производства.
Алюминий – это индикатор состояния экономики.
Он настолько глубоко проник во все сферы жизни - и в строительство, и в автомобилестроение, и в энергетику, и в машиностроение, - что падение макроэкономических показателей прямо сказывается на снижении потребления в стране.
Очевидно, что алюминий выигрывает от экономического роста. И то, что во всем мире в последние десятилетия спрос на алюминий рос даже быстрее, чем темпы экономического развития стран, подтверждает то, что это востребованный металл, что у него большое будущее, его применение экономически обосновано. А то, что в России этого не происходило, очевидно, говорит о том, что наша страна развивалась каким-то другим путем, отличным от всего мира.
- То есть, алюминиевая отрасль стала заложницей депрессивной общеэкономической ситуации в России?
- Мы не хотим быть заложниками. Мы видим классическую тенденцию потери спроса вместе с валовым продуктом. Даже рост валового продукта до 2007 года не был подтвержден симметричным ростом спроса на алюминий. ВВП страны был искажен за счет увеличения экспортной составляющей сырьевых продуктов. По сути, это не является экономическим приростом.
Поэтому когда нефть упала в цене, следом пикировала и экономика.
- Значит, вы хотите создать отраслевую ассоциацию, чтобы переломить этот тренд?
- Мы считаем, что это возможно. Легче всего ничего не делать. Мы хотим сконцентрировать усилия хотя бы на развитии отечественного производителя, и, соответственно, стимулировании спроса. Мы этим занимаемся в усиленном режиме с прошлого года. При этом, речь не только о наших непосредственных потребителях, но и о производителях изделий из полуфабрикатов, созданных из нашего металла. То есть, о клиентах наших клиентов.
Если мы вынуждены жить в ситуации падения потребительской способности, то один из способов сохранения отечественного рынка – срочно повысить экспортный потенциал и конкурентоспособность.
Можно стимулировать российских производителей за счет экспорта их продукции за рубеж и удовлетворения спроса на алюминий в других странах. Это модель Китая. Подсчитано, что сейчас в мире потребляется 55-60 млн т алюминия в год. Из них почти 30 млн использует Китай. Но мы понимаем, что для себя Китай потребляет меньше трети. Остальные две трети после переработки идут на экспорт в виде дисков, радиаторов, смартфонов и другой продукции.
Поэтому назрел вопрос о создании ассоциации, которая бы реализовала усилия, в том числе, по экспортному потенциалу. И без глубокой кооперации с клиентами будет невозможно это сделать. Ассоциация поможет всей потребительской цепочке повысить свои конкурентные преимущества. Есть, например, Европейская алюминиевая ассоциация. Есть Североамериканская алюминиевая ассоциация. Существует Индийская, которая успешно решила вопросы защиты рынка Индии от китайского экспорта. Собственно, чем мы хуже?
- Какой будет структура ассоциации?
- Мы уже провели предварительные слушания с потенциальными участниками ассоциации, состоялась телеконференция.
Мы будем предлагать секторальную структуру внутри ассоциации. Это 4-5 секторов - энергетика, автомобилестроение, прокат, строительство, товары народного потребления…
В рамках этих секторов будут избраны: лидер, аппарат, основные участники, которые будут генерировать пакет предложений. Лидеры секторальных групп войдут в правление ассоциации, соответственно, представят там интересы сектора. Следующий уровень — правление ассоциации, которое будет обсуждать эти вопросы на совете и представлять отраслевую позицию на внешних рубежах. У нас и наших коллег есть опыт работы с министерствами, ведомствами, банками и правительством в целом.
- Кто возглавит объединение?
- Сейчас идут консультации с несколькими кандидатами. Никто из них не работает в «Русале».
- Когда старт?
- Ассоциация в настоящий момент проходит юридическую регистрацию, а на 11 декабря запланировано первое заседание. Надеюсь, в итоге будет создан реальный защитник отраслевых интересов , и за счет получения синергетического эффекта от приложенных усилий выиграют не только все участники рынка, но и экономика страны в целом.