Сплав технологий, алюминия и неограниченных возможностей человека позволяет сформировать нам видение металла будущего. В ходе выставки "НАЗВАНИЕ" в Красноярске каждый посетитель может стать непосредственным участником философии «всё, к чему прикасаемся, становится будущим».
Современный самолет – сложное техническое средство, поэтому количество материалов, из которых он состоит, исчисляется сотнями. Они включают в себя различные металлические сплавы, а также полимерные и функциональные материалы – герметики, краски и др. Что касается алюминиевых сплавов, то уже на протяжении более чем полувека «королями авиации» являются дюрали – сплавы алюминий-медь-магний и высокопрочные сплавы на основе системы алюминий-цинк-магний-медь.
До
80
%
массы самолёта традиционно приходится на алюминиевые сплавы: из них делают обшивку фюзеляжа, крылья и силовой набор
Штампованные лопасти для самолетов. 1943 год
Из-за лёгкости, прочности и коррозийной стойкости алюминий стал незаменим в авиации и получил прозвище «крылатый металл»
Проект алюминиевого самолета большой размерности «Косатка»
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
В наши дни алюминий выходит за рамки строительства самолетов, но и является полноценным участником всей инфраструктуры аэропортов
Из алюминия делают ангары для хранения и ремонта самолетов
Алюминиевые взлетно-посадочные площадки для вертолетов позволяют решать вопросы обеспечения транспортной доступности в труднодоступных районах
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Авиационные контейнеры позволяют защищать багаж от любых негативных воздействий во время его перевозки. Отсюда и профессиональный термин – «чемодан для чемоданов»
Штампованные лопасти для самолетов. 1943 год
Из-за лёгкости, прочности и коррозийной стойкости алюминий стал незаменим в авиации и получил прозвище «крылатый металл»
Проект алюминиевого самолета большой размерности «Косатка»
В наши дни алюминий выходит за рамки строительства самолетов, но и является полноценным участником всей инфраструктуры аэропортов
Из алюминия делают ангары для хранения и ремонта самолетов
Алюминиевые взлетно-посадочные площадки для вертолетов позволяют решать вопросы обеспечения транспортной доступности в труднодоступных районах
Авиационные контейнеры позволяют защищать багаж от любых негативных воздействий во время его перевозки. Отсюда и профессиональный термин – «чемодан для чемоданов»
Автомобильный поршень
В двигателестроении без алюминиевых поршней точно не обойтись. Форсирование мотора по оборотам увеличивает инерционные нагрузки, компенсировать которые может только легкий алюминиевый поршень. Применение же стального поршня вызвано необходимостью повышения удельной мощности и, как следствие, температуры поверхности поршня. Но переход на стальной поршень подразумевает использование более тяжелых элементов кривошипношатунного механизма и существенно снижает динамические характеристики двигателя, да и приводит к необходимости разрабатывать принципиально новый ДВС.
Алюминий - основной материал для автомобильных поршней и всё активнее вытесняет чугун в деталях, повышая эффективность и снижая массу двигателя.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Литой диск автомобиля
Ключевая деталь автомобиля — колесо — состоит из диска и шины. Колесные диски бывают штампованными, литыми и коваными. В российском автомобилестроении все более широкое распространение приобретают легкосплавные диски. Основной материал для производства легкосплавных дисков — алюминий, реже используются более дорогие магниевые сплавы.
Лёгкие алюминиевые диски уменьшают массу автомобиля и помогают снижать расход топлива и выбросы по сравнению со стальными.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
До 2015 года
80
%
колесных дисков в России были импортного производства
Архив программы «Сделано в России» телеканала РБК о производстве колесных дисков. 2017 год.
image
Рама велосипеда
Алюминиевые сплавы сочетают в себе лёгкость и высокую прочность, что позволяет создавать динамичные рамы для велосипедов. Материал отлично гасит вибрации, обеспечивая комфорт на долгих дистанциях, и обладает коррозионной стойкостью — алюминиевый велосипед не боится ни дождя, ни зимних реагентов.
Алюминиевые рамы ценят за сочетание малой массы и высокой жёсткости.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Банка для напитков
Когда речь идет об алюминиевой таре, то первой ассоциацией становится банка. Она используется для закупоривания безалкогольных напитков, питьевой воды, пива и вина. Популярность тары объясняется эффективной логистикой, повышенной скоростью производства напитков для производителя, а потребители ценят быструю охлаждаемость тары и экологичность упаковки. Повышенные барьерные свойства стали причиной выбора алюминиевой банки для розлива в них, в том числе вина и игристого.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
~
75
%
составляет уровень переработки алюминиевых банок в мире
image
Корпус смартфона
Корпус смартфона из алюминия — это идеальный баланс функциональности и эстетики. Его легкость и прочность придают корпусу необходимую жесткость и защиту, а тактильные ощущения и внешний вид улучшают восприятие смартфона. Кроме того, благодаря тому, что алюминий служит отличным теплоотводом, он помогает рассеивать тепло от процессора, предотвращая нагрев устройства.
Корпусы смартфонов и планшетов всё чаще делают из экструдированного и анодированного алюминия: он даёт жёсткость, рассеивание тепла и премиальный внешний вид.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Корпус ноутбука
Благодаря легкости алюминия современные ноутбуки стали по-настоящему портативными, сохраняя при этом прочность и защищая электронику от ударов. Кроме того, металлический корпус позволяет придать устройству премиальный внешний вид, защитить от царапин и создавать корпуса с минимальной толщиной.
В ноутбуках алюминий одновременно служит силовым каркасом и большим радиатором, отводя тепло от процессора и продлевая срок службы компонентов.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Спутник
4 октября 1957 года – одна из важнейших дат в истории освоения космоса. В 22:28 по московскому времени советские инженеры и ученые успешно запустили первый в мире искусственный спутник Земли «ПС-1». Основой технологического прогресса стал алюминий — корпус легендарного «шарика» был изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг6. Две силовые полусферические оболочки диаметром 58 см и толщиной 2 мм со стыковочными шпангоутами навсегда изменили мировозрение миллионов жителей планеты. Спустя более полувека алюминиевые сплавы по-прежнему остаются незаменимым и основным материалом в космонавтике. Так, в оценке современных космонавтов значение алюминия объясняется просто: «алюминий для нас – всё».
В спутниках алюминиевые профили и панели используют как несущие конструкции и токопроводящие элементы, совмещая малую массу, прочность и электропроводность.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Ракета
Редкоземельный металл скандий — один из самых распространенных на земле, однако встречается он в малых концентрациях и сложно отделяется от руды. Добавки скандия позволяют существенно улучшить свойства алюминиевых сплавов, не упрочняемых термической обработкой. Например, легирование скандием сплава алюминий-магний в 2-2,5 раза увеличивает предел его текучести при сохранении плотности и коррозионной стойкости. Скандий повышает качество сварного соединения сплавов, позволяя избежать трещин в сварных швах, и до 200% увеличивает усталостную долговечность металла.
В космической отрасли сплавы на основе системы Al-Zn-Mg-Cu их используют для производства сварных топливных баков, сварных конструкций приборных панелей, приборных отсеков и крупногабаритных штампосварных конструкций.
Высокопрочные алюминиевые сплавы изначально разрабатывались для авиа- и ракетостроения, где важны сочетание максимальной прочности и минимальной массы конструкции.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Хирургический инструмент
Алюминий — выбор в пользу безопасности, точности и эргономики. Он биологически инертен и не вступает в реакцию с тканями и антисептиками, что критически важно в стерильной операционной. Инструменты из алюминия в разы легче аналогов, что снижает усталость рук хирурга и позволяет сохранять идеальный контроль.
При этом материал достаточно прочен, выдерживает многократную стерилизацию и не подвержен коррозии. А благодаря современным сплавам и покрытиям алюминиевые инструменты служат долго, оставаяся надёжным продолжением руки хирурга.
Алюминий в медицине применяют для изготовления легких хирургических инструментов. Коррозионная стойкость металла позволяет их многократную стерилизацию.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Бионический Протез
Протез – изделие уникальное, его подгоняют под конкретного человека. В 3D-принтере, добавляя материал слой за слоем, с высокой точностью изготавливается нужная деталь, причем практически без отходов. Впрочем, современные изделия и протезами-то никак не назовешь – построенные вокруг сверхлегкого и прочного алюминиевого каркаса, скорее это многофункциональные гаджеты в кибердизайне, по целому ряду параметров превосходящие человеческую руку.
Алюминиевые и анодированные алюминиевые сплавы детали используют в протезах и ортопедических конструкциях. Они легкие, прочные и не вызывают отторжения организмом.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
40
минут
требуется для изготовления протезов благодаря 3D-печати
image
Фольга
Алюминиевая фольга – незаменимый упаковочный материал на кухне. Она не пропускает свет, жидкости и бактерии. Продукты, упакованные в фольгу, хранятся дольше, что также ценится и в профессиональном сегменте – барах и ресторанах. Но, также она используется и в других областях нашей жизни: медицине, авиа- и автомобилестроении и др.
Алюминиевая фольга защищает продукты от света, влаги и кислорода, а после использования легко перерабатывается
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
5-240
микрон
толщина фольги, выпускаемой на четырех фольгопрокатных заводах в России и Армении
image
Оконный профиль
К светопрозрачным конструкциям сегодня предъявляются высокие требования. Они должны иметь прекрасную теплотехнику, большие размеры при узких рамах, быть комфортными в использовании, содержать интегрированные элементы климатических систем и умного дома, наконец, служить дольше. В современных алюминиевых окнах все это есть.
Алюминиевые оконные и фасадные системы позволяют делать большие стеклянные проёмы, благодаря высокой прочности алюминиевого профиля.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
на
15
%
увеличивается естественное освещение в помещении при использовании алюминиевых светопрозрачных конструкций
image
Гоночный болид
Первый опыт применения алюминия для производства автомобиля имел место более 120 лет назад. Сейчас автопром, как когда-то авиастроение, нельзя представить без алюминиевых сплавов. Активному использованию алюминия в автопроме способствует и растущий в мире запрос на снижение выбросов СО2, и рациональное потребление топлива. Сократить выбросы и расход горючего позволяет применение крылатого металла. В гоночных автомобилях алюминий применяют в несущих элементах и подвеске для улучшения динамических характеристик, повышения безопасности и долговечности машины.
Первый автомобиль с полностью алюминиевым корпусом был показан в 1899 году на международной выставке в Берлине. Это был спорткар марки Durkopp. Разработчик новинки – фирма, специализировавшаяся на производстве велосипедов и карет, нацелилась на участие в автогонках, а спортивный автомобиль во все времена должен быть не только мощным, но и легким.
В МГТУ им. Баумана не только действует студенческая программа «Формула студент», но и разрабатывается собственный родстер
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
В МГТУ им. Баумана не только действует студенческая программа «Формула студент», но и разрабатывается собственный родстер
Корпус фотоаппарата
Использование алюминия в технике — это не просто дань стилю, а продуманный инженерный выбор. Алюминий в разы легче стали, что критично для съёмки с рук и путешествий. При этом он достаточно прочен, чтобы защитить хрупкую «начинку» от ударов. Но главное — алюминий идеален для теплоотвода. Современные камеры сильно греются при съёмке видео или серий, и металлический корпус действует как радиатор, предотвращая перегрев. Добавьте сюда премиальный вид, устойчивость к коррозии и возможность создания сложных форм — и вы получите идеальный материал для корпуса камеры, на который можно положиться в любой ситуации.
В фотокамерах применяют алюминиевые или магний-алюминиевые корпуса, что делает камеру легкой, способной выдерживать сильные удары при падении.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Кастрюля и сковороды
Производство алюминиевой посуды в России — одно из наиболее активно развивающихся направлений бизнеса. Сегодня отечественные заводы предлагают рынку качественную, безопасную продукцию, полностью соответствующую зарубежным аналогам. Кастрюли и сковороды, сделанные в России, подходят под все виды кухонных плит и зачастую являются более привлекательными по стоимости, чем иностранные
Посуда из алюминия блюда готовятся быстрее, а продукты прогреваются равномерно благодаря высокой теплопроводности металла.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Продукция отечественных предприятий перед попаданием на полки магазинов проходит строгий контроль качества, испытаниий на истирание и пригорание.
Так, чтобы допустить краску к производству, сковорода ставится на плиту, разогревается до 160 градусов, на нее разбивается куриное яйцо и зажаривается 8-9 минут. Яйцо должно удалиться с поверхности легко, без прилипания. Затем сковорода протирается и в нее добавляется молоко, которое нагревается пока не станет темно-коричневым, затем его смывают с поверхности струей воды. Оно должно удалиться полностью. Процедура повторяется десятки раз и если покрытие выдерживает все требования по ГОСТ, то краска может быть допущена к производству.
Архив программы «Сделано в России» телеканала РБК о производстве алюминиевой посуды. 2019 год.
image
Баллон для дайвинга
Алюминиевые баллоны активно используются в дайвинге благодаря своим уникальным преимуществам: полная защита от коррозии внутри и снаружи за счёт оксидной плёнки, вес почти в 3 раза меньше аналогов. Их часто рекомендуют женщинам, подросткам и там, где важен каждый грамм веса.
Баллоны для дайвинга часто выполняют из алюминиевых сплавов: они легче стальных и меньше подвержены коррозии
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Панель фасада здания
В высотном строительстве фасадные кассеты и подконструкции делают из алюминия: он лёгкий, устойчив к коррозии и позволяет реализовывать сложную архитектуру.
>
25
%
потребления алюминия приходится на долю строительства
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Программа «Сделано в России» телеканала РБК об алюминиевых фасадах. 2023 год.
image
Спортивная бутылка
Спортивные бутылки для воды - прекрасная альтернатива одноразовому пластику. Они легки, долговечны, экологичны и пригодны для многократной переработки.
~
80
%
произведенного за всю историю алюминия используется до сих пор
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Металлическая банковская карта
В банковских картах премиум-класса часто используют алюминиевые или алюминий-содержащие сплавы.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Батарея электротранспорта
Килограмм алюминия в конструкции автомобиля с двигателем внутреннего сгорания сокращает выбросы на 26 кг. В полностью алюминиевом электромобиле нет источника СО2 – ДВС, а крылатый металл здесь для лучшей динамики и большего запаса хода.
Алюминиевый корпус защищает литий-ионные модули и охлаждают батареи в электромобилях и велосипедах с электрическим приводом благодаря высокой теплопроводности металла.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Железнодорожный вагон
Во многих пассажирских вагонах и скоростных поездах используют алюминиевые кузовы, чтобы уменьшить массу состава и расход энергии
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Лопасть вентилятора / турбины
Алюминиевые лопатки ценят за малую массу и коррозионную стойкость, что снижает нагрузки на подшипники и увеличивает срок службы оборудования.
Все, к чему мы прикасаемся, становится будущим
Рама дрона
В большинстве дронов используют алюминиевые и карбон-алюминиевые рамы: они держат жёсткость при минимальном весе.