Натурные огневые испытания ортотропной плиты из алюминиевого сплава 6082Т6 показали высокий предел огнестойкости данной конструкции.
Испытания, которые проводились на полигоне Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) в Мытищах, имели целью получение экспериментальных данных степени огнестойкости и фактических показателей по потере целостности, а также несущей и теплоизолирующей способности алюминиевых мостовых конструкций в случае пожара. В ходе тестирования при температурах до 500°С прогиб плиты составил 65 мм, а предел огнестойкости – 57 минут.
Полигонные испытания являются частью обширной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), осуществляемых специалистами НИУ МГСУ, МАДИ и Алюминиевой Ассоциации с целью последующего расширения применения Свода правил 443.1325800.2019 «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования» на автодорожные мосты. Сейчас СП 443 распространяется только на пешеходные мостовые конструкции из алюминиевых сплавов. Полученные в ходе натурных и лабораторных испытаний ортотропных плит данные войдут в новую редакцию СП 443 в части автодорожных мостов из алюминиевых сплавов. Документ будет представлен на утверждение в Минстрой России.
Также результаты тестирования мостовых конструкций – ранее прошли статические и усталостные испытания ортотропных плит – будут учтены в специальных технических условиях (СТУ) при проектировании первого в России автодорожного моста из алюминия для Нижегородской области. С проектировщиками мостов достигнута договоренность о проработке технического задания на выполнение работ в первом квартале 2021 года. Возведение и запуск автодорожного алюминиевого моста также намечены на будущий год.
СПРАВКА
Свод правил 443.1325800.2019 «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования» утвержден Минстроем России в апреле 2019 года. В подготовке документа участвовали специалисты НИУ МГСУ, компании РУСАЛ и Алюминиевой Ассоциации. Значительную поддержку этой работе оказал технический комитет по стандартизации «Строительство» ТК-465. Ранее проектирование и возведение мостов из алюминиевых сплавов существенно осложнялось необходимостью отдельной разработки специальных технических условий (СТУ) для каждого проектируемого моста, что увеличивало стоимость и сроки проектирования.
Ортотропная плита – пустотелая плита для восприятия нагрузок от дорожного полотна с продольными вертикальными и наклонными ребрами между верхней и нижней горизонтальными панелями. Ортотропная потому, что ее жесткость в продольном и поперечном направлениях различна. Алюминиевые плиты состоят из небольшого числа (7-10) экструдированных (выдавленных) пустотелых элементов, соединенных современным методом сварки трением с перемешиванием. Данный метод обеспечивает более высокое качество соединения, чем традиционная аргонодуговая сварка.