Со 2 по 7 марта в центре отдыха «Райвола» (поселок Рощино Ленинградской области) работала 53-я «Зимняя школа», традиционно организуемая Петербургским институтом ядерной физики им. Б. П. Константинова НИЦ «Курчатовский Институт» совместно с Институтом теоретической и экспериментальной физики им. А. И. Алиханова НИЦ «Курчатовский Институт». За эти дни старшекурсники профильных вузов, аспиранты и молодые научные сотрудники услышали обширную серию лекций по различным аспектам теоретической и экспериментальной физики атомного ядра, элементарных частиц, астрофизики, биофизики, молекулярной биологии и конденсированного состояния, физике и технике реакторов.
В числе лекторов этого года молодой ученый НИЦ «Курчатовский Институт» - ЦНИИ КМ «Прометей» кандидат технических наук Руслан Рамазанов. Тема его 40-минутного выступления – «Оценка возможности продления срока службы горизонтальных экспериментальных каналов реактора ПИК из алюминиевого сплава АМг3». Стоит напомнить, что один из известнейших в мире научных реакторов ПИК служит источником нейтронов для проведения широкого спектра экспериментов в области физики элементарных частиц.
Лекция Руслана Рамазанова была посвящена решению важной прикладной задачи - продлению срока службы горизонтальных экспериментальных каналов реактора, которые необходимы для выведения потока нейтронов из активной зоны и дальнейшей транспортировки их по нейтроноводам. Научным сотрудником «Прометея» показано, как формируется план компенсирующих мероприятий для продления срока службы и какие мероприятия выполнены на сегодняшний день. Рассмотрены различные антикоррозионные покрытия и способы их нанесения на каналы из алюминиевого сплава АМг3. Установлено, что предпочтительным является конверсионное покрытие с последующим уплотнением. Спрогнозирована скорость растущего питтинга (точечной коррозии) в условиях эксплуатации тяжеловодного бака реактора ПИК. В заключение приведены возможные сценарии дальнейшей эксплуатации горизонтальных экспериментальных каналов реактора ПИК. Слушатели «Зимней школы» отметили ценную практическую направленность лекции.