25 лет назад постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 1994 г. № 816 ФГУП «НАМИ» был присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации за вклад в становление и развитие отечественного автомобилестроения.
ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» подтверждает высокий статус все последующие годы. Присвоение статуса ГНЦ РФ и связанные со статусом меры государственной поддержки реализации Планов и Программ поисковых научных исследований и экспериментальных разработок позволили ФГУП «НАМИ» в сложный период 90-х и в последующие годы не только сохранить, но и продолжить развитие научно-технологического потенциала института, его научных школ по направлениям:
В настоящее время высокий уровень достигнутых компетенций позволяет ФГУП «НАМИ» проводить исследования и разработки, многие из которых проходят все этапы реализации в стенах института, от научных идей и проектирования до полных циклов производства. Оказывать научно-технические и инжиниринговые услуги и услуги производственного характера в том числе, в области дизайна, создания интеллектуальных систем управления, разработки программного обеспечения, цифрового проектирования и прототипирования, изготовление малых промышленных серий машиностроительной продукции в интересах различных отраслей российской промышленности. Кадровые ресурсы, богатейший и разносторонний опыт, технический потенциал обеспечили реализацию разработок и проектов, которые были отмечены высокими государственными наградами. Например, создание автомобилей высокой проходимости семейства «Урал» (прототип НАМИ-020), разработка V-образных 6–и 8-цилиндровых дизелей НАМИ-019, внедрённых в серийное производство под марками ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Из истории «НАМИ», 1994 г.
Институт «НАМИ» в 1994 году уже входил в число передовых предприятий страны и при этом, в сотрудничестве с другими предприятиями, научными учреждениями и организациями представлял собой научный центр с уникальным опытно-экспериментальным оборудованием и высококвалифицированными кадрами, показывал неизменно высокие результаты в проведении фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ.
В 1994 году был реализован проект вместительного городского автобуса «Прогресс», разработаны и внедрены в серийное производство на КАМАЗе газодизельные двигатели и автомобили. По заказу правительства Москвы для предприятий «Мосгортранс» было создано семейство газовых двигателей и автобусов, а также семейство городских развозных автомобилей на базе автомобиля «Бычок», работающих на экологически чистом диметилэфире. На собственной научно-производственной базе «НАМИ» разработал и выпустил промышленные партии нейтрализаторов отработанных газов и оснастил ими практически все автобусные парки Москвы. ФГУП «НАМИ» разработал и внедрил на заводах отрасли серии дизелей и экологически чистых бензиновых двигателей традиционной компоновки. Были созданы образцы автомобилей, работающих на водородном топливе, образцы аксиальных двигателей с переменным рабочим объемом и с переменной степенью сжатия. Для коммунального хозяйства и фермеров – многофункциональный транспортно-технический автомобиль (4 х 4) грузоподъемностью 0,5 тонны со сменным навесным оборудованием самого широкого профиля. Заслуги «НАМИ» в развитии отечественного автомобилестроения, работы по стандартизации и техническому регулированию в разных аспектах автомобильной отрасли были уже в то время признаны и на международном уровне.