25.08.2021 | Гудок (оригинал материала)
Алексей Сухов, заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» – директор Научного центра «Рельсы, сварка, транспортное материаловедение»
– С 1 января 2022 года в России начнёт действовать новый ГОСТ «Алюминий и алюминиевые сплавы. Полуфабрикаты для производства элементов кузовов грузового подвижного состава железнодорожного транспорта. Технические условия и сортамент». В его разработке участвовал ВНИИЖТ. Алексей Владимирович, зачем потребовалось создавать новый регламент?
– Разработка стандарта началась в феврале 2018 по инициативе Алюминиевой Ассоциации, АО «Арконик СМЗ» и ОК «РУСАЛ». Предложение о создании стандарта поддержали в НП «ОПЖТ», после чего его включили в программу национальной стандартизации.
Сейчас этот стандарт утверждён Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Стоит отметить, что инновационные вагоны с кузовами из алюминиевых сплавов конструировались и ранее. Например, компания «РМ Рейл» (входит в состав Алюминиевой Ассоциации) освоила производство алюминиевого вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений ещё в 2015 году.
Однако требования, предъявляемые к полуфабрикатам из алюминия для подвижного состава, до появления нового ГОСТа не были формализованы в одном документе. Кроме того, появились новые алюминиевые сплавы под определённую линейку продуктов.
Например, ранее толщина стенок днища алюминиевой цистерны из сплава АД0, где происходит максимальное выполаскивание крепкой азотной кислотой в процессе динамических нагрузок, составляла 30 мм (общий вес алюминия в конструкции цистерны – 8 тонн). Чтобы сделать стенку цистерны тоньше и прочнее, была поставлена задача разработать новый сплав, который войдёт в будущий ГОСТ.
– Как проходила разработка новой документации?
– В основу стандарта легли наработки АО «ВНИИЖТ» и данные, полученные в результате эксплуатации грузовых вагонов из алюминиевых сплавов. Также учтён европейский опыт по стандартизации.
В ходе разработки проекта стандарта было получено более 200 замечаний и предложений, в частности от ОАО «РЖД», АО «ВНИКТИ», ООО «ВНИЦТТ», «РМ Рейл», Союза «Объединение вагоностроителей», ПАО «НПК «Объёдиненная Вагонная Компания» и других заинтересованных сторон.
– Как введение новых требований поможет российской железнодорожной отрасли?
– Установление в стандарте параметров по применению алюминиевых полуфабрикатов позволит упростить работу проектировщикам.
Использование алюминия обеспечит снижение коэффициента тары (уменьшение массы тары вагона при увеличении грузоподъёмности. – Ред.), повышение коррозионной стойкости кузовов и их долговечности. Эти факторы позволят повысить конкурентоспособность железнодорожного подвижного состава отечественного производства на рынке. Стандарт будет применяться конструкторами грузовых вагонов и обеспечит проектировщикам возможность выбора различных сплавов при освоении производства грузовых вагонов. ГОСТом можно пользоваться и до его вступления в силу.
Беседовала Анастасия Баранец