25.12.2019 | Бизнес ФМ
Отечественные производители алюминиевых колесных дисков давно выпускают продукцию мирового уровня. Значимость дизайна колес для автомобильного стайлинга, объемы мирового рынка колесных дисков, результаты проверки Роскачеством дисков российского и китайского производства, борьба с контрафактной продукцией на российском рынке – обо всем этом в беседе ведущего радиостанции BFM.RU Михаила Сафонова с пресс-секретарем Алюминиевой Ассоциации Петром Лихолитовым.
— ВЕДУЩИЙ: С нами сегодня пресс-секретарь Алюминиевой Ассоциации Петр Лихолитов. Здравствуйте, Петр!
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Здравствуйте!
— ВЕДУЩИЙ: Тема у нас безумно интересная. Когда мы смотрим на автомобиль, то в первую очередь обращаем внимание на диски. Скажите, пожалуйста, насколько производство дисков в России сейчас налажено и конкурентоспособно?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Расскажу на примере двух крупных предприятий «КиК» и SKAD. Я был на SKAD буквально в ноябре и могу сказать, что производство там налажено на мировом уровне. В подтверждение этому большое количество заказов от именитых производителей как российских, так и зарубежных, включая Toyota, Volkswagen, Renault-Nissan. И российские, и зарубежные автопроизводители с большим уважением и доверием относятся к продукции российских колесников.
— ВЕДУЩИЙ: Мировой рынок литых колесных дисков оценивается в 300 млн штук в год. В России, насколько мне известно, в год выпускают 3,6-3,7 млн колес. Можете ли вы сказать, какова производительность отдельно взятого завода по производству легкосплавных дисков?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Я недавно вернулся из рабочей поездки в Красноярский край, поэтому отвечу на примере двух крупнейших красноярских заводов – SKAD и «КиК». За 9 месяцев 2019 года эти предприятия выпустили 2,3 млн алюминиевых колесных дисков.
— ВЕДУЩИЙ: Около процента получается?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Заметьте, я говорю о двух предприятиях, с продукцией которых знаком. Приятно отметить, что они входят в Алюминиевую Ассоциацию. Они делают качественную продукцию: и литые колесные диски, и кованные колесные диски из алюминиевых сплавов.
— ВЕДУЩИЙ: Ну, а производство растет? Спрос повышается?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Если мы говорим о колесах для aftermarket, т.е. не для установки с конвейера, а по желанию автовладельца, то тут многое определяется общей макроэкономической ситуацией в стране. Если у автовладельца ограничен бюджет, то он тянет с покупкой. Соответственно, производителю нет смысла делать тираж большим. Но мы знаем, что остановиться в тюнинге невозможно, поэтому рано или поздно автовладелец все равно накопит. Говорить о каких-либо прорывных цифрах пока рано, но спрос есть.
— ВЕДУЩИЙ: Еще один факт – российские диски стоят на машинах семейства AURUS, президентских лимузинах.
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Да, совершенно верно. Автомобили семейства AURUS - это отечественная разработка. Колеса для них тоже изготавливаются на наших предприятиях: на «КиК» осуществляются основные виды работ, а на заводе SKAD - термоупрочнение колес. Надо отметить, что используемые для этих колес алюминиевый сплав алюминий-кремний (Al-Si7) – это также отечественная разработка и очень высокотехнологичный материал. Еще один повод для гордости отечественного производителя.
— ВЕДУЩИЙ: Какие требования предъявляются к дискам для этих машин?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Они должны соответствовать высоким эстетическим требованиям и у них должны быть очень высокие прочностные характеристики. Применяется сборная конструкция: литой центральный диск и кованный обод. Что касается дисков для гражданских AURUS, то в этом случае инженеры решили сохранить монолитную конструкцию, а обод подвергнуть дополнительной механической обработке. Колесо нагревают до 400 градусов, а обод раскатывают специальными валками. И в результате получается деталь легче, тоньше и намного прочнее обычной. Эта технология называется «flow forming».
— ВЕДУЩИЙ: А какие испытания проходят диски, прежде чем пойти на конвейер?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: На заводе SKAD есть специальная лаборатория, где диски проверяются на удар, износостойкость и проходят жесточайшие испытания. Их буквально ломают, чтобы понять, где находятся слабые места, а также стойкость краски и покрытия в условиях интенсивной эксплуатации, причем с учетом дорожных реагентов. Есть целый ряд испытаний, которые проводятся не только на заводах, но и в рамках специальных структур.
— ВЕДУЩИЙ: О каких структурах идет речь?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Например, Роскачество. Алюминиевая Ассоциация внимательно следит за качеством колес, которые продаются на российском рынке. Мы тут не одни. Есть специальные структуры. Так, в ноябре этого года Роскачество при поддержке Минпромторга России провело очередное исследование алюминиевых колесных дисков. Подвергались испытаниям прочность и стойкость колес к ударным нагрузкам. Приятно отметить, что продукция сразу четырех членов Алюминиевой Ассоциации, которую я представляю, а именно, компаний SKAD, «КиК», «Азов-Тэк» и «Прома» успешно прошли испытания на удар. В ходе теста имитируется воздействие на колесо от препятствия, которое оказалось на дороге. Диски названных отечественных марок успешно справились с этим тестом.
— ВЕДУЩИЙ: Речь идет не только и даже не столько о красоте, сколько о безопасности все-таки.
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Да, безусловно, это чрезвычайно важно. Одно дело внешний стайлинг на автомобили, другое дело - колеса, от которых зависит безопасность дорожного движения. На российском рынке сейчас присутствует определенная доля контрафакта.
— ВЕДУЩИЙ: Произведенного где?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Произведенная, скажем так, за рубежом и попадающая на российский рынок из Беларуси и Казахстана.
— ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, из одной большой и густонаселенной страны.
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Да, к сожалению, далеко не все производители из Поднебесной успешно прошли тест Роскачества. В ноябре этого года из 14 китайских брендов испытания выдержали лишь 5. Сами можете судить, насколько наш рынок сейчас заполнен некачественной продукцией.
— ВЕДУЩИЙ: А в чем причина того, что некоторые иностранные диски не прошли испытания? Я не знаю, может быть, по ним колотили сильнее, кувалда тяжелее была или что-то еще?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Производитель часто использует недостаточное количество алюминия или некачественный алюминиевый сплав. Это приводит к уменьшению веса и утончению обода колеса. Как результат, ухудшение физико-механических свойств металла. Отсюда и снижение стойкости к ударам, которые могут внезапно возникнуть на дороге.
— ВЕДУЩИЙ: У нас же все-таки в ЕАЭС единый технический регламент и единые стандарты. Как они проходят через границу? Почему их пропускают сюда?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Причин может быть много. В разной ситуации, в разных странах. Например, Казахстан, мы можем похвалить за то, что он навел порядок в сертификации колесных дисков. Но есть проблема не только за рубежом, но и в России. У нас существует некое количество контор, которые выдают сертификаты. При этом, такие конторы не имеют аккредитации. Я сейчас, что называется, не в позиции говорить, почему так получается, но Алюминиевая Ассоциация выступает за то, чтобы на законодательном уровне этот вопрос был решен. Мы инициируем проверки и информируем о результатах соответствующие органы: Росстандарт, Росаккредитацию. Необходимо отметить работу, которую эти ведомства проводят по борьбе с контрафактом. Росстандарт за проводимые проверки на рынке, испытания продукции. Росаккредитацию за жесткую позицию к недобросовестным сертификационным центрам и испытательным лабораториям. Мы тут в этой борьбе не одни, но это дело чрезвычайно важное.
— ВЕДУЩИЙ: Результаты есть? Контрафакта стало меньше?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Вы знаете, да! Во всяком случае, контроль стал жестче. Мы хотим вынести эту работу на международный уровень и взаимодействовать со странами Евразийского экономического союза, чтобы вместе работать над тем, чтобы наши автомобили стали более безопасными для нас и для окружающих.
— ВЕДУЩИЙ: Ну, а вот такой вопрос – Вы сюда приехали на автомобиле?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Да
— ВЕДУЩИЙ: На Вашем автомобиле какие диски стоят?
— ПЕТР ЛИХОЛИТОВ: Прям вот тот самый случай – у меня иномарка, я на нее установил отечественные кованные колеса. Сам выбирал дизайн. 4 года я езжу с большим удовольствием.