04.09.2017 | «Алюминиевый Вестник»
В основе любого проекта лежит глубокая инженерная проработка, расчеты, чертежи. Все это, конечно, остается «за кадром» для рядовых пользователей того или иного сооружения. Но для Ольги Хохловой, генерального директора ЗАО «МЕТАКОН ЦЕНТР», крупнейшей в России проектной организации, занимающейся, в том числе, и проектированием мостовых конструкций, вопросы правильности выбранного сплава, точности расчетов и подготовки квалифицированных кадров всегда имеют первостепенное значение. Об этом мы с ней и поговорим сегодня.
В 50-60-х годах прошлого века в Советском Союзе предполагалось построить из алюминия большое количество мостов. Однако, в реальности, до недавнего времени существовал только один мост в Санкт-Петербурге. Не могли бы Вы объяснить, с чем связано подобное положение? Почему все эти проекты не были реализованы?
Упомянутый пешеходный Коломенский мост, с 1969 года успешно эксплуатируемый в Санкт- Петербурге, выполнен из сплава типа АМг, который более стоек к коррозии. Сплавы этой группы, существовавшие в те годы, не имели достаточной прочности и плохо подходили для использования в авто- и железнодорожных мостах.
В 50-60-х годах в стране не ещё было разработано специальных сплавов для строительства и поэтому предполагалось возводить мосты из дюралюминов – это авиационные сплавы группы Д, обладавшие на тот момент более высокой прочностью по сравнению с остальными.
Однако первый же опыт строительства моста из сплава Д16Т оказался крайне неудачным. Автодорожный мост через р. Рузу в Подмосковье пролётом 32,4 м подвергся сильнейшей коррозии, обусловленной воздействием антигололедных реагентов, уже через год пришёл в непригодное к эксплуатации состояние и был демонтирован. Этот случай получил широкую известность и на долгие годы дискредитировал в стране саму идею мостов из алюминия.
Эти два примера доказывают, что огромную роль в обеспечении надежности и долговечности алюминиевых мостов играет правильный выбор сплава.
Насколько сегодня могут быть интересны в регионах от Москвы и Подмосковья до Камчатки и Урала алюминиевые мосты? В чем их конкурентоспособность по сравнению с остальными?
Сегодня уже ясно, что алюминиевые мосты имеют полное право на существование, об этом свидетельствует обширный мировой опыт. Эстетичный внешний вид, малый вес и возможность сверхскоростного монтажа делают их привлекательными для использования в городских условиях. Так, летом этого года в д. Афонино под Нижним Новгородом были смонтированы два пешеходных моста пролетом 38 м. Время перекрытия движения по трассе составило не более двух часов, а сам монтаж пролетного строения был выполнен за 17 минут одним краном.
Немаловажен и такой фактор, как снижение нагрузки на фундаменты. Прогнозируемый вес металлоконструкций двухполосного алюминиевого городского моста с железобетонной п литой проезжей части при пролете 42 м – порядка 25 т. Аналогичный стальной мост «потянет» примерно на 80 т. Коррозионная стойкость современных сплавов такова, что их можно использовать в морской среде без дополнительной защиты. Это в совокупности со снижением затрат на фундаменты делает алюминий выгодным материалом для возведения протяженных переправ, соединяющих, например, острова Камчатки.
Замена пешеходными мостами пролётом до 70 м существующих паромных переправ или выполненных безо всякого проекта зыбких мостиков через реки в самых различных регионах России – ещё одна перспективная задача.
Как Вы отметили, недавно в Нижнем Новгороде было построено два пешеходных моста. По силам ли нашей промышленности строить подобные мосты в больших количествах?
Безусловно, по силам. Российские прессовые производства (хотя и не все) обладают необходимыми кадрами, а требуемые мощные прессы на ряде предприятий стоят законсервированными. Таких предприятий немного, но они есть. Если еще 40 лет назад для нужд строительства прессовались трубы диаметром 430 мм с толщиной стенки 20 мм и изготавливались фермы из них, то неужели при современных технологиях это невозможно? Будет спрос на подобные конструкции – появятся и прессовщики и изготовители.
Какие проблемы сегодня существуют в сфере подготовки специалистов- мостостроителей? Насколько хорошо уделяется вопросам их обучения в области использования алюминия?
Честно говоря, нам еще не попадались российские мостостроители, которые не встретили бы поначалу «в штыки» идею мостов из алюминия. За последние год-два ситуация стала меняться. Здесь сыграли свою роль и статьи в специализированных изданиях, и ведущаяся сейчас разработка свода правил по алюминиевым конструкциям мостов. Но до настоящего интереса к этой тематике еще очень далеко. В существующих учебниках по проектированию мостов алюминиевым конструкциям уделяется буквально две-три страницы. Поэтому вполне закономерно, что они воспринимаются как экзотика, применимая лишь в особых условиях.
Какие сегодня проблемы существуют в области алюминиевого мостостроения? Как они должны решаться?
Проблема номер один – отсутствие необходимой нормативной базы. В 2018 – 2019 годах намечается выход совершенно нового СП «Мосты из алюминиевых сплавов», который снимет многие вопросы проектирования и исключит необходимость разработки СТУ на каждую конструкцию. Также выйдут новые ГОСТы и будут приведены в соответствие с современным уровнем развития производства ряд существующих норм.
Сегодняшняя нормативная база отражает то положение в алюминиевой отрасли, которое существовало в начале 80-х годов. Современные высокопрочные и коррозионностойкие сплавы, современные требования к качеству профилей в ней не отражены.
Другая проблема – инертность производства. Сейчас заводы прессуют ограниченный ассортимент строительных профилей, востребованных в основном для навесных фасадов, перегородок и светопрозрачных конструкций. На большинстве предприятий отсутствует мощное оборудование, позволяющее изготавливать продукцию из высокопрочных сплавов, таких как 1915, 1935.
Даже те сечения, которые включены в сортаменты ГОСТов, зачастую невозможно оперативно изготовить. Освоение новых профилей занимает неоправданно долгое время, а их цена оказывается неоправданно высокой.
Заводы можно понять – изготовление малых партий специальных профилей из неходового сплава им не слишком выгодно. Представляется, что на первых порах выходом могла бы стать специализация одного или нескольких производств именно под малые партии. Это значительно ускорило бы процесс изготовления мостов по индивидуальным проектам и позволило бы избежать завышенных цен.